«Обнала» полумиллиарда тенге не было: суд оправдал семерых обвиняемых в Караганде

Служба экономических расследований вменяла им создание ОПг и обналичивание денег.

Суд оправдал в Караганде семерых подсудимых, которые обвинялись в обналичивании 537 миллионов 51 тысячи тенге в обход выплаты налогов и в создании организованной преступной группы, передает ИА Patriotnews.kz

По версии следствия, семеро человек якобы на протяжении двух лет — с января 2017 года по январь 2019 года выписывали счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды. Все фигуранты, как считает служба экономических расследований, были директорами ТОО. Государству, по мнению следствия, был причинен крупный ущерб государству в сумме 537 миллионов 51 тысячи 967 тенге в виде налогов, от уплаты которых уклонились предприятия-контрагенты. Им вменяли итого 9 эпизодов.

Их всех обвиняли по статье 262 и 216 Уголовного кодекса. Статья 262 – это создание, руководство и участие в организованной преступной организации, статья 216 – совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Но суд не разделил точку зрения борцов с экономическими преступлениями.

«Именно недоказанность обвинения по уголовному делу повлекло оправдание. Обязанность доказывания виновности лиц в совершении уголовных правонарушений и опровержения их доводов в свою защиту возлагаются на органы уголовного преследования. В соответствии со статьей 19 Уголовно-процессуального кодекса, неустранимые сомнения в виновности подозреваемого, обвиняемого, подсудимого толкуются в их пользу», — дали комментарий в пресс-службе Карагандинского областного суда.

Но прокурор считал, что вина подсудимых доказана, и просил признать семерых подсудимых виновными по всем статьям Уголовного кодекса. Одному фигуранту прокурор просил назначить 7 лет лишения свободы, остальным директорам ТОО – по 6 лет и 6 месяцев лишения свободы с конфискацией личного имущества и пожизненным лишением права заниматься деятельностью по выписке счетов-фактур, сдачи налоговой отчетности, открытия и продажи предприятий.

«Суд, изучив и исследовав материалы уголовного дела, допросив подсудимых, свидетелей, пришел к выводу об отсутствии в действиях подсудимых состава уголовных правонарушений. На досудебной стадии расследования был допущен ряд нарушений. Протоколы процессуальных действий были составлены и подписаны лицами, не входившими в следственную группу, то есть не уполномоченными лицами, а также производились действия без получения в установленном законом порядке санкции, то есть нарушены конституционные принципы и права лиц. Допущено нарушение сроков досудебного расследования. Выявлены другие процессуальные нарушения, которые являются существенными и влекущими признание всего производства по делу незаконным. Проведенные по делу экспертизы, якобы подтверждающие сумму причиненного ущерба, признаны недопустимыми доказательствами в виду существенного нарушения порядка их производства. В частности, заключения экспертов и специалистов были основаны на недостоверно составленных протоколах выемки, осмотра, проведенных лицами, не уполномоченными на осуществление процессуальных действий. Экспертами в нарушение требований законодательства «Об экспертной деятельности» и установленных методик не были исследованы непосредственно счета-фактуры и другие первичные бухгалтерские документы, обязательные для исследования и дачи заключения о суммах налогов. Органом досудебного расследования в обвинительном акте не указан способ совершения преступления, а именно, каким образом совершены хищения, кем, когда и при каких обстоятельствах выписывались и были подписаны счета-фактуры, не указано и не проверено, каким способом и когда контрагенты уклонились от уплаты налогов. Отсутствовали основания для регистрации факта в Едином реестре досудебных расследований. В соответствии с требованиями статьи 179 УПК, не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении, в которых отсутствуют достоверные сведения об ущербе. Точная сумма ущерба по данному делу не установлена. Документы, подтверждающие сумму ущерба, к рапорту должностного лица не были приложены, не были представлены и в дальнейшем. Отсутствие ущерба исключает объективную сторону состава уголовного правонарушения по статье 216 УК. Факты создания организованной преступной группы, преступного сговора между собой и выписки счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, совершенных подсудимыми, не нашли своего подтверждения», — рассказали в пресс-службе суда.

Там пояснили, что в ходе досудебного расследования не добыто достаточных и неопровержимых доказательств виновности подсудимых. А проведенные по делу негласные следствия действия каких-либо доказательств виновности не содержат.

«Допрошенные по делу свидетели со стороны обвинения прямо или косвенно не подтвердили виновность подсудимых, а доводы обвинения об отсутствии помещений, основных средств и сотрудников предприятий, а также выписки счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, напротив, опровергнуты показаниями свидетелей, допрошенных в суде. Поэтому судом первой инстанции все семеро лиц признаны невиновными и оправданы за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения и доказательств их виновности», — прокомментировали оправдательный приговор в суде.

За оправданными признано право требовать компенсацию от органа следствия за то, что вовлекли невиновных людей в орбиту уголовного преследования. Они вправе по закону требовать компенсацию за морально-нравственные страдания и за материальные потери, которые они не заработали за весь период расследования и суда. Приговор пока не вступил в законную силу. Не исключено, что сторона обвинения может подать апелляционную жалобу.