Судья забыл решить вопрос с «заинтересованным» присяжным и по своей забывчивости оставил его в процессе.
По делу о заказном убийстве выстрелом в голову общественного деятеля Галы Бактыбаева в Жанааркинском районе Карагандинской области в суде объяснили причину отмены оправдательного вердикта, который вынесли присяжные заседатели, передает ИА Patriotnews.kz
Общественный деятель Галы Бактыбаев был застрелен выстрелом в голову во дворе своего особняка в селе Атасу Жанааркинского района. В ночь на 28 мая 2020 года он приехал домой на своем джипе из дома друзей, где проводил ритуал в связи со священным месяцем Рамазан. Общественник держал пост в период оразы. Осиротели пятеро детей.
Слушания проходили в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Карагандинской области. Подсудимым вменяли незаконное хранение оружия, избиение общественника незадолго до трагедии, а также убийство. Мотивом убийства 59-летнего общественника названа личная неприязнь одного из подсудимых. Кроме того, 22 декабря 2018 года один из подсудимых Иман Мияшов, по версии следствия, совершил хулиганство в отношении Сейсембаева и Дикоп в поселке Атасу, а также 14 июня 2019 года в городе Степногорске покушался на жизнь Рахимова.
В заказном убийстве обвинялись трое, а четвертый подсудимый обвинялся только в избиении общественника, которое случилось незадолго до выстрела в голову. Присяжные заседатели 1 июня 2021 года троих обвиняемых в «заказе» убийства полностью оправдали. В числе оправданных Иман Мияшов. Но его и четвертого подсудимого Эльдара Жакена по статье «причинение травм средней степени тяжести» общественнику осудили. Мияшов получил 5 лет колонии, Жакен – 3 года колонии.
Присяжные посчитали доказанной вину Мияшова в совершении хулиганства в отношении Сейсембаева и Дикоп, а также Жакен и Мияшова — в причинении средней степени тяжести вреда здоровью Бактыбаеву. На основании вердикта присяжных Букенаев и Ахмеджанов были оправданы за недоказанностью в участии в совершении уголовных правонарушений по ст.ст.28 ч.3, 107 ч.2 п.4, ст.28 ч.3 – 99 ч.2 п.п.7,8. Уголовного кодекса. Подсудимый Мияшов был оправдан по статьям 28 ч.2, 99 ч.2 п.п. 6,7,8, ст. 24 ч.3, 99 ч.2 п.13, 287 ч.2 УК. При этом Мияшов осужден по статьям 293 ч.3, 28, 107 ч.2 ст.58 ч.3 УК — к 5 годам лишения свободы. Подсудимый Жакен осужден по ст.28 ч.2, 107 ч.2 УК к 3 годам лишения свободы.
Но апелляционная коллегия по уголовным делам Карагандинского областного суда отменила оправдательный вердикт присяжных заседателей.
«Областной суд вернул дело о заказном убийстве на новое рассмотрение. С вердиктом присяжных не согласились потерпевшая – супруга убитого, а также прокурор. Согласно требованиям закона, если дело рассмотрено с участием присяжных, то суд апелляционной инстанции вправе проверить только соблюдение процедуры отбора присяжных и проведения судебного процесса. Изучив дело, судебная коллегия установила, что в суде первой инстанции были нарушены нормы закона при отборе присяжных заседателей, не разрешено ходатайство участника процесса об отводе кандидатов в присяжные. В связи с этим уголовное дело направлено в суд первой инстанции для проведения нового судебного разбирательства», — дали комментарий в пресс-службе Карагандинского областного суда.
Прокуроры установили, что один из присяжных родился в селе, откуда родом один из подсудимых. И на этом основании оправдательный вердикт отменили на уровне Карагандинского областного суда и вернули дело на новое рассмотрение. При этом сестра убитого общественника в суде на самом начальном этапе заявляла ходатайство о том, чтобы этого присяжного убрали из состава народных судей. Но в суде заявили, что он родился в селе, но в раннем возрасте переехал в город, и на его объективности это никак не скажется. Но как только присяжные оправдали подсудимых, прокуроры доибилсь отмены оправдательного вердикта.
Корреспондент Patriotnews.kz задал вопросы председателю спецсуда по уголовным делам Карагандинской области Бекзату Шалгимбаеву: почему судья сразу не сделал отвод присяжному, а отмолчался? Почему отмолчался прокурор в зале суда, где был в качестве государственного обвинителя? Ведь получается, что население, являющееся налогоплательщиками, просто так на протяжении нескольких месяцев платило зарплату прокурору, судье, каждому присяжному? Приглашенный в суд «бракованный» присяжный — это специально созданная «форточка» для прокуроров, чтобы они в случае оправдания подсудимых могли «сломать» неудобный вердикт?
Как сообщил председатель спецсуда Бекзат Шалгимбаев, судья забыл во время судебных процессов устранить нарушение. Как итог – вся работа присяжных признана нелегитимной.
«Подозрения о том, что судьей это было сделано намеренно, я могу заверить, что это не так. Потому что, говоря простыми словами, судью за это по голове не погладят. Тем более это дело рассматривалось очень длительное время. Человеку свойственно ошибаться. Любой из нас ошибается. Если каждый день не рассматривать дела с присяжными заседателями, какие-то моменты забываются, упускаются. Конкретно по этому делу отмена произошла не из-за того, что судья не отвел данного присяжного заседателя. Он просто ЗАБЫЛ это сделать. Имел место, по моему мнению, человеческий фактор», — ответил Бекзат Шалгимбаев.
Сейчас слушания вновь проходят в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Карагандинской области, но уже под председательством другого судьи.