Полиция задержала четыре группировки интернет-мошенников

Расследование – в активной фазе.

Четыре устойчивые преступные группы интернет-мошенников изобличены на территории Карагандинской области, передает информационное агентство Patriotnews.kz

О проведенных полицейскими следственных и оперативно-розыскных мероприятиях по ликвидации этих группировок рассказал на брифинге в прямом эфире на региональных телеканалах заместитель начальника департамента полиции Карагандинской области Абиль Абильдин.

«По результатам оперативно-розыскных и следственных мероприятий задержаны четыре устойчивые группы интернет-мошенников. В совокупности им вменяется более 250 фактов интернет-мошенничества. На сегодняшний день 17 человек водворены в изолятор временного содержания», — сообщил полковник Абиль Абильдин.

По словам полковника, мошенники работали по разным схемам. К примеру, они продавали несуществующий товар на популярных сайтах объявлений, а когда им звонил клиент, брали предоплату, а затем исчезали. Второй вид – они звонили в качестве покупателей авторам объявлений и говорили, что готовы купить товар, но только путем перевода. Затем просили коды, пароли и другие реквизиты банковских карт покупателя, чтобы заполнить платежные документы в онлайн-режиме. Доверчивые люди предоставляли мошенникам все данные и в результате теряли свои сбережения на картах.

Чтобы статистика не росла, полиция проводит ряд мероприятий профилактического характера. В первую очередь, это предупреждение населения путем размещения видеороликов профилактического содержания на Led-экранах в городах и районах и распространение буклетов и памяток в торговых домах и на автобусных остановках. Но несмотря на это, люди продолжают доверчиво передавать мошенникам все реквизиты своих банковских карт и переводить деньги в качестве предоплаты за тот или иной товар, которой вообще не видели.

«Только за два первых месяца текущего года с заявлениями обратились 516 граждан Карагандинского региона. Интернет-мошенничество – это самый распространенный вид преступлений в уголовной статистике. В среднем в течение суток мы регистрируем только по Караганде от 7 до 12 фактов мошенничества», — сказал Абиль Абильдин.

Полицейские рекомендуют гражданам прерывать разговор с мошенником и не вести с ним долгий диалог

Есть шесть направлений, по которым граждане попадают в ловушку интернет-мошенников. О них рассказал на брифинге заместитель начальника управления полиции Караганды Шахназар Салин.

«Именно по этим шести направлениям мы имеем регистрацию правонарушений в сфере мошенничества на просторах интернета. Первое – это получение предоплаты или полной оплаты за товар по интернет-объявлению. Речь идет о продаже товаров на сайтах, в социальных сетях и мессенджерах. Второе направление – это оформление на граждан онлайн-кредитов через сайты микрокредитных организаций под видом сотрудников службы безопасности банков. Третье направление – это получение предоплаты или полной оплаты по интернет-объявлению об оказании услуг, в том числе изготовление мебели, сдача в аренду квартир, производственных помещений, складов и так далее. Четвертое направление, по которому обогащаются мошенники, – это выгодные вложения денежных средств в различные проекты и инвестиции. Пятое – завладение персональными данными и реквизитами карт, счетов и последующее хищение денежных средств. И шестое направление – просьба от мошенников подключиться к мобильному банкингу под разными предлогами», — сообщил Шахназар Салин. – «Сейчас в нашем производстве есть ряд многоэпизодных уголовных дел по интернет-мошенничеству. Примерно в марте-апреле мы примем окончательное процессуальное решение по этим делам».

Как подчеркнул полковник Абиль Абильдин, никто не имеет права спрашивать у граждан их персональные данные, реквизиты платежных карт и счетов. Даже сотрудники банков не имеют права запрашивать эти сведения.

«Но если вы или ваши родственники уже столкнулись с мошенниками, то необходимо незамедлительно позвонить на горячую линию банка и узнать, действительно ли проводятся какие-то операции. Эти номера указаны на официальных сайтах всех банков в Казахстане. В случае, если банк отрицает, что осуществлял какие-либо звонки вам, то нужно срочно заблокировать вашу карту, чтобы мошенники не произвели снятие или перевод ваших денежных средств», — пояснил Абиль Абильдин. – «Далее следует позвонить в 102 и сообщить о случившееся. Характерный признак мошенников – это психологическое давление на человека. Они стараются не грубить и не прерывать звонок по своей инициативе. Чтобы обезопасить себя от них, вам следует самому прервать разговор и отключить звонок, либо сказать мошеннику, чтобы вы сейчас перезвоните на горячую линию банка. Вы сразу же увидите реакцию: если собеседник будет противиться, отговаривать вас, то будьте уверены, что это мошенник. Никогда настоящий сотрудник банка не позвонит клиенту и не будет просить ваши данные для совершения якобы каких-либо операций. Есть факты, когда звонят с российских номеров. Было такое, что деньги обманутых граждан переводились на счета российских и американских банков. Только вместе мы сможет противостоять этому виду преступлений. Сообщайте и способах мошенничества своим друзьям, своим родителям, бабушкам и дедушкам. Объясняйте им, чтобы они не доверяли тем, кто звонит и представляется сотрудником банка», — заключил Абиль Абильдин.

Также полковник Абильдин перечислил номера горячих линий банков:

Halyk банк – 9595, Kaspi – 9999, Home credit bank – 8495, Евразийский банк – тоже 8495, Сбербанк – 5030, Forte Bank – 7575, ATF bank – 2424, Centrecredit – 2424, NUR Bank – 2552. Как дополнил руководитель пресс-службы ДП региона Бакытжан Кудияров, передав пароли и коды, гражданин потеряет управление своими счетами.

«Будьте информированы о способах интернет-мошенничества и никогда никому не называйте реквизиты своих банковских карт», — сказал руководитель пресс-службы ДП Бакытжан Кудияров.