Модернизация судебного процесса

Президент страны подписал 19 декабря закон о внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс. Вот уже пять месяцев правоведы Казахстана работают в новом формате.

Заместитель прокурора Карагандинской области Талгат Мукашев рассказал о внедрении трехзвенной модели уголовного процесса, передает информационное агентство Patriotnews.kz

Этот шаг является первой ступенью перехода на трехзвенную модель уголовного процесса. Теперь на прокурора возложены обязанности согласования по уголовным делам ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека.

Как сказал заместитель прокурора области Талгат Мукашев, законодательно на прокурора возложены обязанности по согласованию ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека. Также он разъяснил разграничение полномочий в уголовном процессе между тремя звеньями: полицией, прокуратурой и судом.

— Первое звено – полиция – выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает доказательства. Второе звено – прокурор – дает независимую и правовую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, не допускает незаконного вовлечения граждан в орбиту уголовного процесса, поддерживает обвинение в суде. И третье звено – суд – рассматривает жалобы на действия органов и выносит окончательное решение по делу, — говорит заместитель прокурора области Талгат Мукашев. — Такая модель применяется практически во всех развитых странах. При ней за уголовный процесс отвечают три звена: орган расследования, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами четко разграничены. Такое разграничение создает правозащитный барьер, ограждая от незаконных решений. Каждая из стадий трехзвенной системы служит фильтром, через который должно пройти уголовное дело перед тем, как оно попадет в суд.

Зампрокурора Карагандинской области Талгат Мукашев.

Последними изменениями закреплено обязательное согласование и утверждение прокурором пяти ключевых решений. Это: признание лица подозреваемым; квалификация деяния подозреваемого; переквалификация деяния либо преступления; прерывание сроков досудебного расследования; прекращение уголовного дела.

Теперь указанные решения вступают в силу только после их согласования прокурором, тогда как ранее они принимались следователями самостоятельно.

— С начала года в нашей области прокурорами изучена законность свыше десяти тысяч решений, из них согласовано и утверждено 8701 решение или 85 процентов, отказано по 1573 решениям или 15 процентов, — говорит Талгат Мукашев.

В условиях нового формата прокуроры стали вовремя реагировать на незаконные решения. В итоге, снизилась прекращаемость дел на 30%, прерываний на 1,3%, а выявляемость неправильной квалификации увеличилась в 4 раза.

Значительно возросла оперативность надзора. Признаны незаконными 133 постановления о признании подозреваемым  и квалификации деяния, тогда как в прошлом году отменено всего 18 таких решений.

Следователи стали взвешенно подходить к вопросам вовлечения граждан в уголовную орбиту. Признания подозреваемым и определения квалификации снизились на 20 процентов.

— Такой подход позволил не допустить нарушение конституционных правграждан в уголовном процессе, то есть это — оправдание судом, прекращение дел за отсутствием состава, — говорит Талгат Мукашев. — В этом году таких нарушений не имеется, тогда как за аналогичный период прошлого года уже было 4 факта оправдания лиц судом и 10 фактов прекращения уголовных дел за отсутствием состава преступления уже после признания лиц подозреваемыми, квалификации деяний, чем были нарушены их конституционные права. Таким образом, уже можно говорить, что требование по обязательному согласованию решений прокурором стало действенным фильтром и позволило снизить уголовно-правовое давление. К примеру, 14 февраля этого года прокуратурой отказано в согласовании постановления о признании жителя Балхаша подозреваемым по факту кражи имущества чужого имущества. Единственным основанием для признания его подозреваемым следователь указал признание вины. В итоге дело прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения, так как между сторонами имелся спор гражданско-правового характера по разделу имущества. Отдельно необходимо отметить, что процесс принятия и согласования решений автоматизирован, то есть проводится в электронном формате, — сообщил Талгат Мукашев.

Процессуальные документы формируются в информационной системе «Единый реестр досудебных расследований» и поступают на изучение прокурору. Прокурор в базе проверяет законность и принимает одно из двух решений – согласие либо отказ.

— Сейчас мы находимся на первоначальном этапе внедрения трехзвенной модели уголовного процесса. Следующим шагом является принятие ключевых процессуальных решений по уголовным делам самим прокурором. Сейчас соответствующий законопроект находится в разработке. Введенные изменения положительно сказываются на обеспечении законности уголовного процесса, защите граждан от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования, обеспечению быстрого и всестороннего расследования, — отметил Талгат Мукашев.

Прокурор заверил, что надзорным органом принимаются все необходимые меры по успешной реализации изменений в уголовное законодательство.