19 месяцев под стражей: Бывший аким Сарани Шкарупа отсудил у государства 10 миллионов тенге

Его незаконно привлекли к ответственности по обвинению в хищении бюджетных денег.

Сегодня бывший аким города Сарани Карагандинской области, позднее ставший вице-министром энергетики Анатолий Шкарупа взыскал с государства 10 миллионов тенге за то, что его незаконно обвинили в коррупции и посадили в СИЗО, передает ИА Patriotnews.kz

Ранее его оправдала судья Казыбекбийского районного суда в Караганде. Дождавшись, когда оправдательный приговор вступит в законную силу, Анатолий Шкарупа подал иск в суд и взыскал с государства 10 миллионов тенге.

Кошелек государства — это министерство финансов. Поэтому ответчиком Шкарупа обозначил именно министерство финансов.

«Два с половиной года мои мысли, мои чувства, мои эмоции были заняты только этим уголовным процессом. Суду были предоставлены семь частных постановлений от суда Астаны, от следственного суда о нарушении моих прав при проведении досудебного расследования», — сказал Патриоту Анатолий Шкарупа.

«В госслужбу вернетесь?» — спросил корреспондент ИА Patriotnews.kz.

«В госслужбу я не пойду» — ответил оправданный вице-министр Анатолий Шкарупа.

«Вы разочарованы? — спросил корреспондент «Патриот» вице-министра.

«Это моя позиция!» — ответил Анатолий Валерьевич.

«Уголовное преследование в отношении вас — это заказ или непрофессионализм прокурорских работников? Дайте оценку уровню их правовой грамотности», — попросил корреспондент «Патриот ньюс» Анатолия Шкарупу.

«Оценку уровня их правовой грамотности дает суд. Суд дал оценку, вынеся частное постановление», — ответил Анатолий Шкарупа.

Адвокат Нурлан Бейсекеев ранее также дал комментарий Patriotnews.kz:

«Суд в течение того времени, что проходило расследование, достаточно серьезные усилия приложил к тому, чтобы исследовать все обстоятельства, которые имеются в деле, все документы, которые имеются в деле. И при всем при этом очень был внимательным ко всем документам, которые нами представлялись, и к аргументации, которая представлялась каждой из сторон. Имею в виду и сторону обвинения, и сторону защиты. Поэтому столь тщательное отношение суда к рассмотрению дела давало мне повод НЕ сомневаться в том, что именно такой приговор будет.

«Качество работы органа следствия вас огорчает?» — спросил «Патриот ньюс».

«Очень серьезно огорчает. На мой взгляд, не все у нас так гладко, хорошо, в целом устроено в предварительном следствии. Серьезно беспокоит прокурорский надзор. Прокуратура реально была осведомлена о том, какого качества это уголовное дело и каковы результаты на самом деле этого расследования. С выводами суда я абсолютно согласен. Меня особо удовлетворил тот факт, что суд соглашается с тем, что оснований для начала уголовного расследования вообще никаких не имелось. То есть при регистрации в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований) было нарушено грубейшим образом требование статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса, запрещающее возбуждать уголовное дело в двух случаях: когда имеются гражданско-правовые отношения – это первый случай, и второй случай – когда сумма ущерба не подтверждена соответствующими актами аудита, и какими-либо другими документами. На самом деле эти факты имеют место. Непрекращенные гражданско-правовые отношения почему-то были превращены в уголовные. И это самое страшное во всей этой истории, когда люди выходили  из-под стражи более чем через полутора лет. Мой подзащитный находился под стражей 19 месяцев», — сказал адвокат.

По версии следствия, 215 миллионов тенге были выделены на установку приборов учета тепла в квартирах жителей города Сарани Карагандинской области и их подключение к автоматизированной программе. Прокуроры и следователь решили, что стоимость счетчиков и оплата работ по монтажу были завышены. Бывшего вице-министра энергетики Анатолия Шкарупу, экс-исполняющего обязанности председателя правления Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Кайсара Байдалы и директора ТОО «Energo» Ерлана Набиева подозревали в преступлении, предусмотренном статьей 189 часть 4 пункт 2 Уголовного кодекса «присвоение или растрата вверенного чужого имущества в группе лиц в особо крупном размере».