Министр не пожелал называть имена и должности виновных в трагедии лиц, указанных в акте комиссии.
Сегодня, 24 ноября, министр по ЧС страны озвучил выводы спецрасследования причин отравления метаном и выброса угля в забое шахты Абайская, где погибли 6 горняков, передает ИА Patriotnews.kz
Министр не стал говорить, кто именно назван ответственным за случившийся выброс метана. На вопросы журналистов, просивших назвать имена и конкретные должности виновных в том или ином нарушении лиц, указанных в акте правительственной комиссии, министр отвечал уклончиво. Он в целом назвал ответственным за случившееся компанию «АрселорМиттал Темиртау».
«Степень вины шахтеров – 0 процентов. Степень вины компании – 100 процентов», — сказал Юрий Ильин, не называя конкретные должности и фамилии.
Глава МЧС заявил, что акт передан следователю департамента полиции Карагандинской области.
«Мне бы хотелось еще раз выразить слова соболезнований родным и близким шестерых горняков, которые погибли 7 ноября на шахте Абайская. Комиссия отработала в полном составе. Она была создана по распоряжению премьер-министра страны. Были привлечены экспертные организации как на территории Казахстана, так и из ближнего зарубежья. В частности. Были эксперты из Москвы, Кемерово, Санкт-Петербурга. И была приглашена экспертная компания из Германии№, — сказал во время интервью министр по ЧС Юрий Ильин.
На данном забое вентиляционного штрека К-10 в период со 2 ноября по 4 ноября проводились подготовительные работы по бурению разведывательных и опережающих шуфтов, которые позволяли снизить газодинамическую нагрузку и не допустить выброс метана.
«Именно 7 числа в 8 часов утра заступила техническая смена, которая проводила определенные виды работ, связанные с продолжением работ по бурению. Никакие буровые работы там не производились. После заступления первой смены в 8.20 минут было зафиксировано начало выбросов и превышение концентрации метана, которые увеличивались – шаговый порог — каждые 20-30 секунд. И достиг максимального порогового значения – более 41 процента метана, что является критичным и небезопасным для жизни и здоровья», — сказал Юрий Ильин.
ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ СРАБОТАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
«Благодаря оперативным действиям по определению превышения загазованности шахты, дежурным диспетчером было принято решение об аварийном отключении электроснабжения. Была подана команда о превышении концентрации для эвакуации работников забоя. Благодаря действиям дежурного диспетчера, удалось избежать более трагических последствий, потому что могло произойти воспламенение, возгорание и гибель всех 64 человек, которые находились в забое. События развивались мгновенно. Те 6 человек, которые находились в забое, в течение 2-3 минут получили отравления, несовместимые с жизнью», — сказал министр.
ШАХТЕР-ГЕРОЙ БУДЕТ НАГРАЖДЕН
«Благодаря действиям одного из работников шахты, который увидел отключение электроэнергии и включился в самоспасатель, двое шахтеров остались живы, они были госпитализированы. Он включился в самоспасатель и пошел в шрек забоя, где увидел несколько тел своих коллег, которые уже не подавали признаков жизни. Один из коллег подавал признаки жизни, он его включил в самоспасатель, тем самым спас ему жизнь. Он почувствовал себя плохо, вышел из штольни, где была оказана помощь сменой и спасателями. Этот человек, я считаю, совершил героический поступок. Он помогал своим товарищам до последнего. Но, к сожалению, тот выброс метана, который превышал допустимые значения многократно, он не позволил людям вовремя включиться в самоспасатели. Была практически мгновенная смерть. По моему поручению и при разговоре с руководством шахты, газоспасатели, этот шахтер и диспетчер будут представлены к ведомственным наградам за активно проявленное мужество и героизм при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и поведению именно в ней», — сообщил Ильин.
Комиссия дважды спускалась в забой и исследовала место происшествия.
«Комиссия пришла к выводу, что это — несчастный случай на производстве и оформляется актами как случай, связанный с трудовой деятельностью. Это — авария вследствие газодинамического явления с выделением газа «метана» и выбросом горной массы. Комиссией выявлены нарушения, не повлиявшие на данный несчастный случай. Первое — это нехватка численности рабочих и инженерно-технического состава. Второе – работодателем не в полном объеме производилась разведка технологических нарушений на полях шахты. Третье – работодатель несвоевременно производил обновление оборудования и технологических устройств. Четвертое: работодателем не в должном количестве внедрялись новые технологии, современное оборудование, минимизирующее все риски на рабочих местах. Это говорит о том, что акты заключения комиссии, которое мы выдали, будут переданы следственным органам. И уже следственные органы будут определять круг лиц, виновных в данной ситуации в рамках возбужденного уголовного дела. Комиссия завершила свою работу. Комиссия не имеет права определять конкретное должностное лицо, виновное в превышении полномочий или некачественном исполнении», — сказал Юрий Ильин.
КОМПАНИЯ БУДЕТ ВЛИВАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИНАНСОВ В ШАХТЫ
«В дальнейшем компания АрселорМиттал предполагает подписание соглашения с правительством по увеличению вопросов финансирования, связанным с обеспечением безопасности деятельности и угольного разреза, и металлургического комбината», — сообщил министр по ЧС. – «Компания планирует вливание большого количества финансовых средств для обеспечения безопасности. Мы сегодня проговаривали этот вопрос. Прежде всего, они должны решить социальные вопросы для членов семей шахтеров, которые погибли, и на будущее должны обеспечить безопасную работу людей, которые работают в «АрселорМиттал», — сказал Ильин.
Корреспондент «Патриот ньюс» имела возможность задать вопросы министру:
«Ранее вы публично выражали недовольство работой судов, которые лояльны к ответчикам по вашим искам, и назначают относительно мягкие наказания за нарушения техники безопасности. Вы готовы встретиться с судьями и обсудить эту проблему?» — задал вопрос журналист издания «Патриот ньюс».
«Готовность министерства со всеми встречаться, в том числе с судейским корпусом. Судьи действуют на основании правового поля. И у судьи есть возможность – или более строгое наказание, или с меньшим уровнем ответственности наказывать человека. Поэтому это право судьи. Вмешиваться в деятельность судебной системы министр не должен и не обязан», — сообщил министр.
«Сколько человек подозревают или проходят в качестве свидетелей? Можете сказать: кто, где в чем ошибся?» — спросил корреспондент «Патриот ньюс».
«В это время на шахте в забое находились 64 человека – они свидетели. Плюс – руководитель шахты, главный инженер, инженер по технике безопасности. Они пока находятся в стадии свидетелей. Проведен их опрос, в том числе по линии промышленной безопасности, охраны труда, следственных органов. И это уже компетенция следственных органов – переквалифицировать из свидетелей в подозреваемые. Разглашать работу коллег из МВД мы не имеем права», — заключил министр.