Вымогательство и применение оружия: громкий судебный процесс продолжается

Подсудимые задали потерпевшему вопросы о происхождении материальных благ.

В специализированном суде по уголовным делам Карагандинской области продолжается рассмотрение громкого дела о вымогательстве крупных материальных ценностей, хулиганстве с применением оружия и незаконном хранении оружия, которые были в поселке Долинка Карагандинской области, передает информационное агентство Patriotnews.kz

Подсудимых пятеро – Александр Ким, Амангельды Байгабулов, Виталий Емцев, Ержан Тулеев, Куаныш Жумабеков.

Видео с места преступления — на ютуб-канале Patriotnews.kz по этой ссылке.

Напомним, версия следствия такова: как сообщил в суд прокурор из города Шахтинска Саржан Сабыр, подсудимые хотели воровать на шахтах Арселора материальные ценности, и хотели это делать через потерпевшего Талгата Балмагамбетова – начальника смены службы безопасности шахт. Но он отказал им. Тогда они отняли у него табун лошадей /72 головы/, джип за 10 миллионов тенге, 15 миллионов тенге наличными и две квартиры в центре Караганды по улице Сейфуллина. При этом запретили работать в охранных фирмах в частности и трудоустраиваться где-либо  в целом.

Потерпевший больше года сидел без работы. Как озвучил сам потерпевший Талгат Балмагамбетов в суде, однажды он попытался устроиться охранником, но к нему приехали подсудимые и предупредили, что всё знают. Талгат передумал устраиваться и продолжал сидеть дома. У потерпевшего на иждивении находятся жена и трое детей. От отчаяния, не зная, как содержать семью, он начал пытаться устроиться в охранную фирму. Узнав об этом, по версии следствия подсудимые  встретили его на перекрестке в поселке Долинка и устроили разборки со словами: «тебе говорили сидеть дома, ты можешь делать что-либо только с нашего разрешения». В ход пошли ножи и пистолеты.

После конфликта раненый Талгат Балмагамбетов, как указал в своей речи прокурор Саржан Сабыр, в крови доехал до дома и на территории двора потерял сознание. Заявление в полицию не писал – боялся физической расправы. Вскоре уехал в город Степногорск и там устроился в охранную фирму. В этот период на сайте «ЕГОВ» появилось анонимное письмо о том, что в Шахтинске орудует группировка – речь шла о подсудимых. До Талгата дошли слухи, что подсудимые считают именно его автором анонимки. В этот период к Талгату в модульный городок, где дислоцировалась охранная фирма, приехали двое мужчин, назвавшиеся полицейскими, и предложили  написать в опорном пункте полиции объяснительную в связи с появлением в соцсетях видео поножовщины на дороге. Он поехал. Однако его вывезли на трассу за городом, где стояли два джипа с группой мужчин. Талгат Балмагамбетов потребовал от полиции объяснений. Но они ему ответили: иди, объясни своим друзьям насчет письма в ЕГОВ. Талгат выбежал из машины и побежал в обратном направлении – в сторону модульного городка. Прибежав на работу, он собрал вещи и поехал в Генпрокуратуру писать заявление о вымогательстве, побоях, преследовании.

По подсудимые уверяют, что потерпевший их оговаривает. Заявляют, что коней не забирали, потому что у Талгата их не было. Подтверждающих документов на лошадей у него, по их словам, нет. Джип на Талгата не оформлен. Они заявляют, что автомобиль не присваивали. Квартиры, как утверждают, также не отнимали.

В пятницу, 20 августа, подсудимые имели возможность задать вопросы потерпевшему Талгату Балмагамбетову.

Подсудимый Ким Александр попросил Талгата Балмагамбетова рассказать, на какие деньги он купил две квартиры, джип и табун лошадей. Купил ли он эти блага на зарплату начальника охраны?

Талгат Балмагамбетов ответил: «Я же не спрашиваю, откуда у тебя деньги на 200-ый джип, хотя ты безработный».

Судья СМУС Исламхан Есенбаев попросил Талгата Балмагамбетова удовлетворить любопытство подсудимых и адвокатов и ответить на эти вопросы.

«У меня есть точки по реализации мяса на рынке, я занимался разведением скота, я всегда работал, всегда трудился. От отца мне досталось более 50 голов скота. А отцу – от его отца. Иногда численность скота убавлялась, иногда прибавлялась за счет приплода. Когда вы забрали у меня скот, у меня были 72 головы. У меня пастух это подтверждает. Сейчас ветеринарных паспортов у меня нет, потому что Хасанов Рустам, когда забирал скот, потребовал эти паспорта. И Морозов вынес эти документы. Когда-то я подарил Хасанову лошадь и сказал, чтобы она паслась у меня и разводилась. Я ему сказал: приплод будет твой. Это было, когда мы были друзьями. А потом друзья стали зверями», — ответил потерпевший.

Подсудимые заявили, что несколько лет назад Талгат фигурировал в деле о скотокрадстве. Краденых лошадей полиция нашла у него в хозяйстве.

«Я не знал о происхождении купленных жеребят. Я купил 7 жеребят. Неоднократно приезжала полиция, было опознание жеребят. И 4 жеребят по итогам опознания изъяли полицейские», — дал пояснения потерпевший.

Второй подсудимый Амангельды Байгабулов обратился к Талгату с речью: «ты нас оговариваешь, ты занимаешься клеветой. После событий в Долинке ты же не терял сознание. На видео видно, что ты сам сел за руль и поехал. И есть свидетели, которые видели тебя в Долинке после этого».

«Я потерял сознание во дворе дома, на территории двора. Я не передвигался по Долинке, потому что был в крови и уже плохо себя чувствовал. Я не знаю, какие свидетели могли меня видеть. Я сразу поехал домой и оттуда меня увезла Скорая помощь», — ответил потерпевший.

Подсудимый Емцев спросил: «я у тебя что-то вымогал? Я тебя бил?»

«Про тебя, Виталий, я говорил следствию, что ты только присутствовал. Ты был там», — ответил Балмагамбетов.

Емцев Виталий: «Вы с убитым 19 августа в Шахтинске боксером Иваном Таций были друзьями?«

Талгат Балмагамбетов: «мы общались».

Емцев Виталий: «Его невесту знаешь?»

Талгат: «Нет».

Емцев Виталий: «На похоронах у Таций ты был?»

Талгат: «Нет, потому что я знал, что вы там могли быть».

Адвокат Игорь Митин: «Вы говорите, что подсудимые просили вас содействовать в хищении материальных ценностей на шахтах АО «АрселорМиттал Темиртау». А вы разве могли влиять на эти процессы? Вы имели возможность закрыть рты, глаза и уши всем охранникам, повлиять на других начальников смен? Вы ведь посменно работали».

Потерпевший Балмагамбетов: «Подсудимые просили меня не мешать совершать кражи, потому что я мог воспрепятствовать им. Помогать в похищении и не мешать – я считаю, это по смыслу одно и то же».

Судья Исламхан Есенбаев: «Вам раскрывали конкретные схемы хищений. Ведь вы говорите, что подсудимые неоднократно выходили на вас с этим предложением».

Потерпевший Талгат: «Они в целом предлагали, чтобы я не мешал хищению».

Адвоката Есентая Омарова интересовало: каким образом он пополнял табун лошадей, у кого покупал их? Потерпевший назвал два населенных пункта – один внутри Карагандинского региона, другой в соседней области, где он приобретал скот и назвал имена лиц, с кем контактировал при покупке скота.

Адвокат Арыстанбек Медеуов: «Вы ведете нормальный образ жизни – ходите в магазин, выходите в общественные места. При этом вы говорите, что боялись подсудимых. Вы просили полицию взять вас под охрану?»

Потерпевший: «Я до сих пор чувствую опасность. Хасанов не задержан. Поэтому я продолжаю чувствовать опасность. Во время следствия я и мой адвокат обращались с просьбой взять меня под охрану. Письменно не обращался. Только устно. Полиция обещала обеспечить охрану, но охрана мне не была дана».

Судебные слушания по резонансному делу продолжаются.

При копировании информации ссылка на ИА Patriotnews.kz обязательна.