Адвокаты пояснили, что доверяют суду столицы, а всем судьям Карагандинского областного суда заявили отвод.
Теперь уже бывший судья экономического суда Караганды, осужденный к 9 годам колонии по обвинению в получении 30 000 евро путем мошенничества, не сумел добиться пересмотра приговора – апелляционная коллегия Карагандинского областного суда отказала ему и адвокатам в возобновлении судебного следствия, передает ИА Patriotnews.kz
Десятиминутное видео есть на ютуб-канале по этой ссылке.
Судья Ержан Габдуллин 10 августа приговором судьи Казыбекбийского районного суда Саяна Аккожина был осужден на 9 лет. Юрист строительной фирмы Елена Кантер-Скрипкина получила 3 года колонии средней безопасности. Судья Саян Аккожин назначил своему бывшему коллеге более суровое наказание, чем просили прокуроры – не 6, а 9 лет, указав, что судья нарушил присягу и подорвал статус судей Казахстана.
На заседании апелляционной коллегии адвокат Василий Садыков попросил судей вернуть дело в суд первой инстанции, то есть возобновить судебное следствие.
«Просим возобновить судебное следствие, чтобы восстановить все пробелы, потому что не была обеспечена в суде первой инстанции всесторонность и объективность при исследовании обстоятельств дела. Они имеют важное, существенное значение для окончательной квалификации. Судом первой инстанции были отклонены абсолютно все наши ходатайства. Приговор, который мы обжалуем, имеет ряд недостатков», — заявил адвокат Василий Садыков.
Он назвал несправедливым тот факт, что одного судью, пойманного на коррупции, судили максимально объективно, а другого – с обвинительным уклоном. Речь идет о судье Верховного суда Мейраме Жангуттинове, который был задержан при получении крупной суммы денег в качестве благодарности за то, что он в бытность работы в Высшем судебном совете оказал содействие по переводу судьи Тургунбаевой из одного суда в другой. Одновременно в Туркестане была задержана судья Тургунбаева, передавшая денежные средства.
«По делу в отношении судьи Жангуттинова все ходатайства стороны защиты удовлетворяются. А у нас почему нет? Мы говорим о том, что вопросы единообразия применения права должны соблюдаться всеми судами безусловно. Почему были необоснованно отклонены наши ходатайства по делу Ержана Габдуллина? Мы не сумели в суде привести ни одно свое доказательство. Мы в своих апелляционных жалобах анализируем только лишь доводы и доказательства стороны обвинения. Но не свои. Нам не было позволено представить свои доводы. Принцип равноправия в уголовном судопроизводстве нарушен! Нарушены многие иные принципы. Поэтому просим возобновить судебное следствие», — высказался адвокат Садыков.
«СУД – МАФИОЗНАЯ СТРУКТУРА»
В своей речи адвокат Садыков использовал кричащие фразы: «следователь кошмарил судей», «антикор прогулялся по судьям», «суд – мафиозная структура», «это же ваш коллега».
«Следователь Мухамбедин допустил массу нарушений. Посмотрите, как с вашей коллегой обошлись сотрудники антикоррупционной службы! Это же ваш коллега! Где верховенство закона? Даже такой факт: каким образом следователи антикоррупционной службы умудрились допросить всех судей экономического суда и судей областного суда – Жуаспекову, Майпасова? Хотя в соответствии с положениями Конституции, они не имели права допрашивать этих судей. Следователи не имели права даже близко подходить к судьям, потому что по конкретным делам судьи не допрашиваются никем из сотрудников правоохранительных органов», — заявил адвокат Садыков.
Прокурор Нурсултан Тамабаев заявил, что возвращать дело назад в суд для возобновления судебного следствия нет необходимости.
«В соответствии со статьей 99 Уголовно-процессуального кодекса, ходатайство должно быть удовлетворено, если оно способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и способствует обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц. Сторона защиты, прося возобновить судебное следствие, не ссылается на конкретные новые доказательства, которые должны быть исследованы в апелляционной инстанции», — заявил прокурор Тамабаев.
Коллегия в составе судей Жуматая Жакупова, Алии Жошевой и Карлыгаш Нурмагамбетовой удалилась в совещательную комнату. Выйдя оттуда, огласила постановление: отказать в возвращении дела в суд первой инстанции для возобновления судебного следствия.
Слово попросил родной брат опального судьи Есен Габдуллин:
«Раз ходатайство о возвращении дела в суд и возобновлении судебного следствия не удовлетворяется, я заявляю отвод судебной коллегии, так как не доверяю составу суда», — заявил Есен Габдуллин.
« ОТПРАВЬТЕ ДЕЛО В СУД НУР-СУЛТАНА »
Адвокаты Василий Садыков и Александр Кузьменко поддержали это ходатайство.
«Мы хотим, чтобы наши апелляционные жалобы рассматривались городским судом столицы. В соответствии со статьей 77 Конституции, 24, 19 УПК, 23, 26 УПК невозможно провести объективно исследование всех доказательств. В ходе расследования на Ержана Габдуллина оказывалось давление, угрозы на психику. В случае отказа давать признательные показания, обещали привлечь к уголовной ответственности его супругу Динару Шакишеву и решить вопрос о лишении родительских прав на детей», — заявил адвокат Садыков.
Коллегия снова удалилась в совещательную комнату. Выйдя оттуда, вновь отказала. Тогда адвокат Кузьменко заявил, что рассматривать отвод не могут те судьи, которым и заявляется отвод.
«Отвод не могут рассматривать отводимые. Это не объективно. Отвод суду рассматривается в отсутствие отводимых! У нас имеются сомнения в беспристрастности и объективности состава суда», — заявил адвокат Кузьменко.
Адвокат Садыков поддержал отвод:
«Удивительно, что два предыдущих заявленных отвода рассматривались именно вами, хотя мы именно вам заявляли отвод. Хотя бы форму нужно соблюсти. Наше уголовное дело имеет безусловный резонанс. Почему вы просто игнорируете наши ходатайства?» — спросил Василий Садыков.
Но прокурор Нурсултан Тамабаев заявил, что отводимые могут рассматривать отвод в отношении себя.
«Согласно части 10 статьи 87 Уголовно-процессуального кодекса, отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается судом в полном составе большинством голосов. Поэтому каких-либо нарушений я не усматриваю», — сказал Нурсултан Тамабаев.
Выйдя из совещательной комнаты, коллегия судей отказала стороне защиты в отводе и приступила к рассмотрению апелляционных жалоб.
Адвокаты говорили два дня, без перерыва на обед. Коллегия удалилась в совещательную комнату на несколько часов. Выйдя оттуда, огласила свое решение:
«Приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Также коллегия выносит частное постановление в отношении адвоката Садыкова за создание резонанса в социальных сетях», — озвучил исполняющий обязанности председателя уголовной коллегии областного суда Жуматай Жакупов.
Судья Алия Жошева разъяснила суть постановления и «частника»: «Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства. Виновность Габдуллина подтверждена многочисленными записями и экспертизами. Коллегия не усмотрела обстоятельств для изменения приговора Габдуллину. Частное постановление в отношении адвоката Садыкова вынесено за создание общественного резонанса по приговору, не вступившему в законную силу. Адвокат должен был высказать несогласие с приговоров в апелляционной жалобе, а не социальных сетях. Действия адвоката способствовали формированию негативного общественного мнения в отношении судебной системы и прокуратуры», — заявила Алия Жошева.
Будут ли они обращаться в Верховный суд, покажет время.
Задержание производили центральный аппарат Агентства по противодействию коррупции при взаимодействии со Службой внутренней безопасности Верховного суда Казахстана. По версии следствия, судья экономического суда Караганды Ержан Габдуллин совершил в феврале 2021 года преступление по статье 190 часть 3 пункты 1, 2 «мошенничество, совершенное в крупном размере лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций» и по статье 28-367 часть 2 Уголовного кодекса «подстрекательство к даче взятки». Он подстрекал, по версии следствия, юриста частной строительной фирмы Елену Кантер-Скрипкину. Сама 40-летняя юрист обвинялась по статьям 24 часть 3-367 часть 2 Уголовного кодекса «покушение на дачу взятки в значительном размере».
Дело состоит из 13 томов. По версии следствия, один из судей рассматривал гражданское дело в отношении этой фирмы. Она принесла взятку для этого судьи, чтобы решение было вынесено в пользу фирмы. А получал в качестве посредника 30 000 евро судья Ержан Габдуллин.
Когда антикоррупционная служба задерживала судью, его дочь, по данным следствия, выбросила пакет с деньгами из окна. Пакет изъят.
Ранее прокуроры Эльдар Турсынов и Сагынгали Кужанов на прениях просил назначить подсудимому Ержану Габдуллину 6 лет лишения свободы в учреждении средней безопасности. Подсудимую Елену Кантер-Скрипкину просил приговорить к 3 годам лишения свободы.