Мертвые души работали на объектах по Дорожной карте

Люди с удивлением узнали от сотрудников антикора, что были сезонными рабочими.

Вопиющие факты хищения бюджетных денег выявила антикоррупционная служба Карагандинской области – сотрудники центра занятости предоставляли фиктивные документы о том, что тот или иной карагандинец ищет работу. Причем, граждане даже не догадывались, что их трудоустроили на строительных площадках. Кто получал вместо них зарплату, выясняет следствие, передает информационное агентство Patriotnews.kz

К примеру, обеспеченный руководитель крестьянского хозяйства одного из районов Карагандинской области удивился, что был сезонным рабочим на объекте. Сейчас антикор выясняет, кто получал за него зарплату — подрядчик или ушлые сотрудники центра занятости?

— Мы провели анализ коррупционных рисков в деятельности управления координации занятости и социальных программ Карагандинской области. Изучая процедуру трудоустройства безработных граждан по Дорожной карте, мы выявили высокие коррупционные риски, связанные с непрозрачностью, формальностью. Оказалось, что некоторые лица работали по Дорожной карте только по документам, а по факту не работали у работодателя-подрядчика», — рассказал старший офицер управления превенции и добропорядочности департамента по противодействию коррупции Арыслан Мынгишев.

В частности, «мертвые души» занимались реконструкцией тепловой сети к микрорайону «Кен дала».

— Проводился конкурс «Реконструкция тепловой сети к микрорайону «Кендала» с переоборудованием насосной станции в Караганде», объявленный управлением государственных закупок по заказу ГУ «Отдела строительства города Караганды». Одним из условий к потенциальному поставщику в случае определения его победителем и заключения с ним договора было создание 483 новых рабочих мест, а также  предоставление безработным рабочих мест по направлениям центров занятости населения. Также потенциальный поставщик должен заключить с безработными трудовые договоры и разместить их в «Единой системе учета электронных трудовых договоров», — говорит Арыслан Мынгишев.

Победитель конкурса обратился в Центр занятости населения с просьбой дать ему рабочую силу, которая нуждается в трудоустройстве. Но там, как показала проверка, предоставили подрядчику не только настоящих безработных, но и фиктивных.

— В ходе анализа были выявлены вопиющее факты трудоустройства самозанятых граждан, которые не искали себе работу! А также зачислили к работам тех, кто фактически не трудился у подрядчика. Мы выборочно устно опросили 242 граждан, которых предоставил центр занятости к реализации этого проекта по «Дорожной карте». Из опрошенных двое лиц пояснили, что никогда не обращались в Центр занятости населения Караганды и имеют постоянную работу, — говорит Арыслан Мынгишев.

В частности, опрошенный мужчина пояснил, что является руководителем крестьянского хозяйства одного из районов Карагандинской области. Обеспеченный мужчина удивился, что был сезонным рабочим на объекте.

— Кроме того, в предоставленных документах Центра занятости населения по безработным работникам, направленным подрядчику, обнаружен пакет документов от главы крестьянского хозяйства. Среди документов есть якобы его заявление, но без его подписи, о том, что он ищет работу. Приложена копия его удостоверения личности и фотография. Согласно приказу директора подрядной организации, глава крестьянского хозяйства с 13 октября 2020 года был принят разнорабочим на время реконструкции тепловой сети к микрорайону Кен дала с месячным окладом 85 000 тенге, — говорит старший офицер Арыслан Мынгишев.

Еще один мужчина узнал, что был разнорабочим на время прокладки теплотрассы по «Дорожной карте», хотя много лет является самозанятым и работает на рынке с 2017 года продавцом промышленных товаров.

— Другие опрошенные граждане также отрицали факт трудоустройства в 2020 году в рамках Дорожной карты через Центр занятости населения Караганды. Эти факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих функциональных обязанностей сотрудниками Центра занятости населения, а также говорят об отсутствии должного контроля со стороны руководства, — говорит старший офицер. – Здесь усматриваются коррупционные риски, связанные с возможным оказанием предпочтения работодателям-подрядчикам путем создания фиктивных рабочих мест.

По словам заместителя руководителя департамента Асхата Оразхан, проверка продолжается.

«Важно узнать — кто стоит за этими фиктивным трудоустройством. Выводились преступным путем бюджетные деньги. Лица, занимавшиеся этим, должны быть наказаны. Государственная программа «Дорожная карта» создавалась для благих целей», — говорит Асхат Оразхан.

Исполнителями Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы, утвержденной распоряжением премьер–министра страны от 27 марта 2020 года, являются областные управления, местные исполнительные органы районов и городов Карагандинской области. Управление, являясь координатором реализации Дорожной карты, проводит мониторинг за эффективным и качественным исполнением антикризисных мер в рамках Дорожной карты.

В Карагандинской области по Дорожной карте на 2020 год реализовано 622 проектов на 62 миллиарда тенге. В целом, в рамках реализации Дорожной карты занятости в Карагандинской области созданы 16 017 рабочих мест, из них через Центры занятости населения Карагандинской области — 8 033 мест. Основная часть безработных граждан была трудоустроена через Центр занятости населения Караганды. В 2020 году количество безработных, направленных работодателям по Дорожной карте, составило 3596 человек – это 45 процентов от всех трудоустроенных на объектах по госпрограмме. Согласно Дорожной карте, средний размер заработной платы безработных, участвующих в реализации инфраструктурных проектов, устанавливается на уровне не менее двух минимальных размеров заработной платы. В 2020 году эта цифра составляет 85 000 тенге.

Как дополнил руководитель управления Антикоррупционной службы Бауржан Хусаинов, выборочно они обзвонили 10-15 человек. И все они заявили, что не работали на объектах по программе «Дорожная карта».

«К примеру, глава крестьянского хозяйства был очень удивлен, что числился рабочим. У него большое хозяйство — сотни голов мелкого рогатого скота, крупного рогатого скота, табун лошадей. Он достаточно обеспеченный человек, и очевидно, что он не искал бы работу за 85 тысяч тенге через центр занятости», — говорит Бауржан Хусаинов.

Критикуя — предлагай. Антикоррупционная служба озвучила свои предложения для более совершенной работы по трудоустройству населения.

— Полагаю, что отсутствие детальных, пошаговых действий процесса направления безработных  граждан  работодателям-подрядчикам, а также  отсутствие интеграции между информационными системами «Рынок труда» — «Интегрированная карта создания рабочих мест» — «Единая система учета электронных трудовых договоров» создает условия для субъективного подхода реализации инфраструктурных проектов Дорожной карты, как следствие, к коррупционным рискам. На практике Центры занятости населения размещают в базу АИС «Рынок труда» сведения о направленных безработных граждан работодателям-подрядчикам, — считает Арыслан Мынгишев. – Есть несовершенства. У администраторов бюджетных программ нет возможности объективно проводить мониторинг реального трудоустройства безработных граждан. В «Единой системе учета электронных трудовых договоров» размещены только общие сведения работников — ИИН, дата принятие, дата увольнения. НО работодателями-подрядчиками сами трудовые договора в системе не размещается. Надо рассмотреть возможность внедрения пошагового прозрачного и проверяемого механизма для трудоустройства безработных граждан в рамках проекта Дорожной карты.