Антикор предлагает предпринимателям работать прозрачно, а взамен обещают преференции.
Дружить и вместе бороться с коррупционерами предлагает антикоррупционная служба Карагандинской области, передает ИА Patriotnews.kz
Чтобы у предпринимателей была мотивация «сдавать» чиновников-коррупционеров или других предпринимателей, работающих вразрез с законом, глава региональной антикоррупционной службы Денис Шакенов предложил им льготы, преимущества и другие преференции. Правда, не от своего ведомства, а от имени государства. Это – один из вариантов борьбы с коррупцией.
Антикор представил несколько вариантов того, как будет складываться дружба с предпринимателями против взяточников и злоупотребителей полномочиями. Во время обсуждения присутствовал аким Карагандинской области Женис Касымбек.
— В реализацию пункта 88 Общенационального плана по реализации Послания Главы государства Агентством разработан проект Концепции антикоррупционной политики на следующие пять лет, а также план действий по ее реализации. Особо отмечу, что при разработке концепции нам было важно мнение гражданского общества. Поэтому неслучайно основным заказчиком позитивных перемен нового стратегического документа мы определили народ Казахстана, — говорит Денис Шакенов.
Антикор создал специальный сайт, где собирает предложения граждан, общественных формирований, экспертов, бизнес-сообщества. Эти предложения и пожелания борцы с коррупцией учли при разработке концепции.
— Был учтен и передовой зарубежный опыт, международные стандарты через призму наших сильных и слабых сторон. Конечно же, при разработке мы опирались и на свою собственную практику. Итоги наших расследований, а также внешних анализов в социально-чувствительных сферах, вскрывшие системные проблемы на всех уровнях управления, лежат в основе выработанных мер. Кратко остановлюсь на ключевых моментах. Как известно, успех в лечении любой болезни зависит от правильно поставленного диагноза. Поэтому мы постарались проанализировать и показать все накопившиеся сегодня проблемы, которые прямо или косвенно связаны с коррупцией. Все они хорошо известны нам. В их числе: «бытовая» коррупция; непрозрачность бюджетных процессов и закупок; высокий уровень участия государства в экономике; административные барьеры, дискреционные нормы и другие, — сказал Денис Шакенов.
Для их решения в Концепции предусмотрены шесть блоков задач, включающих конкретные реформы и проекты.
ЧТОБЫ ПАПА НЕ СЕЛ В ТЮРЬМУ
— Первый блок посвящен формированию нетерпимости к коррупции. В этом аспекте важно продвигать эти ценности через институт семьи. И здесь мы намерены использовать потенциал Ассамблеи народа Казахстана. Антикоррупционная тематика должна быть включена в систему образования всех уровней, начиная с дошкольного. Непрерывное антикоррупционное обучение – с момента поступления и на протяжении всего периода работы – мы намерены внедрить и для госслужащих. В целом, масштабная разъяснительная работа среди населения позволит гражданам знать свои права и не искать незаконные способы решения вопросов. Для этого предлагается принять страновой комплекс коммуникационных мер с декомпозицией по различным целевым группам — госслужащие, работники бюджетных организаций, предприниматели, учащиеся, студенты, пенсионеры, с учетом региональных особенностей, ментальности и иных аспектов, — сказал Денис Шакенов.
И воспитанник детского сада, и школьник будут знать об опасности коррупции, о чем будут рассказывать папе-чиновнику.
Важным элементом обеспечения чистоты госаппарата антикор назвал регулирование конфликта интересов.
— Сейчас на практике мы видим неурегулированность в этом вопросе. Наше законодательство еще не содержит детальные пошаговые действия при возникновении конфликтных ситуаций, тогда как в большинстве передовых стран этому уделяется первостепенное внимание. Затрагивается давно обсуждаемый вопрос расширения возможностей получения госслужащими дополнительных легальных доходов. К нам все больше приходит понимание коррупции как, прежде всего, экономической проблемы. Человек совершает коррупционное правонарушение либо в целях наживы, либо чтобы дешевле и быстрее решить свою проблему, — отметил глава антикоррупционной службы. — Поэтому мы должны создать такие условия, когда коррупция станет материально невыгодной. Это касается и госслужащих, и граждан, и бизнеса.
Что касается бизнеса, то предлагается ряд мер по внедрению антикоррупционных стандартов. Это и антикоррупционные оговорки в контрактах, открытость бенефициарных собственников компаний, оценка добросовестности контрагентов и антикоррупционный аудит потенциально коррупционных сделок.
— Компании, работающие честно, по нашему мнению, должны финансово поощряться. Конечно не напрямую, но возможно путем получения преференций при госзакупках, господдержке и так далее.
— Интересен зарубежный опыт в этом направлении. В странах Восточной Европы реализована инициатива прозрачной бизнес-маркировки продукции, услуг и маркетингового материала под условным наименованием «КлеерВейф» — «Прозрачная волна». Этот знак является символом деловой этики, прозрачности, ответственности и устойчивости. Такие компании впоследствии попадают в так называемый «чистый лист», что дает им привилегии при получении государственного заказа. «Декларация о первом годе бизнеса» в Европе дает поддержку начинающему предпринимателю, ограждая его от коррупционного влияния, — рассказал Шакенов.
Такие инструменты мотивации бизнеса предлагается внедрить и в Казахстане.
— Мы уже обсуждали эти подходы с нацпалатой предпринимателей «Атамекен». В целом есть понимание. Обусловились выработать совместные решения в рамках формирования бизнес-реестра. В русле дальнейшего развития института антикоррупционного комплаенса в вузах будут внедрены соответствующие образовательные программы по подготовке комлаенс-офицеров, — сказал Шакенов.
Второй блок мер направлен на минимизацию возможностей коррупции. Здесь выработаны меры по обеспечению транспарентности бюджетных процессов. Предусмотрены гражданский мониторинг хода реализации госпрограмм и нацпроектов, внедрение публичного реестра бенефициаров бюджетных ассигнований. Госфинансирование предлагается осуществлять только при наличии целевых и измеряемых индикаторов. В целом в бюджетировании предлагается отойти от освоения средств в пределах финансового года с переходом напроектное финансирование. Это позволит исключить поспешное подписание фиктивных актов работ в конце календарного года.
— В целом внедрение проектного менеджмента при реализации государственных документов и проектов станет эффективным инструментом превенции коррупции на всех уровнях государственного управления. Для повышения экономического эффекта от бюджетных субсидий важно дальше развивать принцип «деньги следуют за человеком» через подушевое финансирование социально-значимых сфер, — говорит Шакенов.
Предлагается внедрить сопровождение бюджетных средств по принципу «окрашивания денег» с момента выделения до освоения.
По сфере госзакупок предлагается объединение норм о закупках в одном законе с целью обеспечения единых подходовк использованию государственных денег. антикоррупционная служба считает, что следует продолжить сокращение оснований для закупок из одного источника. Определение средней отпускной цены выступит основой для эффективного планирования закупок. Оптимизации подлежит перечень монопольных льгот и исключений для госпредприятий, что приведет к росту конкуренции. Предусматривается расширение пределов биржевой торговли на однородные и легко заменяемые товары.
Предложена оптимизация системы органов госаудита и финансового контроля для исключения дублирования функций.
Также предлагается принятие комплекса мер по выявлению и исключению коррупционных рисков при разработке и эксплуатации информационных систем – это зависание систем, выбивание из системы потенциальных получателей субсидий, невозможность отследить пользовательскую историю.
— Для сокращения «теневой» экономики будут приняты форсированные меры по расширению инфраструктуры безналичных расчетов. Проектом концепции предусмотрено совершенствование отдельных инструментов превенции коррупции. В частности, предлагается установить публичность проведения внутренних анализов коррупционных исков. Общественные советы будут вовлечены в сам процесс, а также мониторинг реализации соответствующих рекомендаций. Развитие института внешнего анализа коррупционных рисков видится в применении проектного подхода. Это обеспечит его эффективность, персональную ответственность и комплексное решение проблем, — озвучил руководитель антикоррупционной службы.
Третий блок мер направлен на обеспечение неотвратимости ответственности. В числе революционных – внедрение тестирования на коррупционную устойчивость, что позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих, предотвращая ущерб обществу от их коррупционных действий. Для этого руководители госорганов будут наделены правом самостоятельно инициировать такие проверки.
Четвертый блок – это меры по дальнейшему масштабному вовлечению гражданского общества в противодействие коррупции. Механизмы реализации общественного контроля не будут ограничиваться деятельностью общественных советов, обеспечив возможность участия всех желающих в формировании культуры добропорядочности.
— В этом русле станет важным принятие Закона «Об общественном контроле». Публичность информации о решениях государственных органов будет содействовать конструктивному диалогу с гражданским обществом. При этом будут приняты меры по устранению разрозненности предоставляемой госорганами информации с обеспечением понятности данных. Будут приняты меры по расширению потенциала СМИ и журналистов в противодействии коррупции, — сказал Денис Шакенов.
Пятый блок посвящен мониторингу антикоррупционной политики. Для ее объективной оценки и принятия адекватных мер с учетом внедряемого проектного подхода предлагается создать специальную систему мониторинга. Возможной платформой для этого может выступить информационная система проектного управления, где уже сегодня обеспечивается ежедневный мониторинг и контроль эффективности реализации общественно значимых проектов. Публичность системы позволит общественности полноценно участвовать в разработке и реализации управленческих решений в области борьбы с коррупцией, а также в оценке эффективности антикоррупционной политики, — сообщил Шакенов.
Шестой блок нацелен на дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции. Предусмотрено применение инструментов интегрированной аналитики на основе анализа больших данных. Предусмотрено расширение компетенции Агентства в части координации деятельности комплаенс-служб квазигосударственного сектора.
— В целом можно сказать, что подготовленный документ содержит те меры, которые способны при условии их качественной реализации повлиять на искоренение коррупции в нашем обществе, — заключил Шакенов.
Предприниматели на примерах из жизни рассказали о коррупционных составляющих в полиции, медицине, суде, строительстве и других сферах. Был высказан ряд предложений по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции, взаимодействия государства и бизнеса.
— Очень важно в новой концепции антикоррупционной политики учесть мнение общественности, в частности, предпринимателей. Мы понимаем, что никакие меры поддержки предпринимательства не будут эффективными, пока бизнесу приходится сталкиваться с коррупционными барьерами, – сказал аким области Женис Касымбек.