Обвиняемый в мошенничестве говорил, что работает через тендера корпорации «Казахмыс».
Громкое уголовное дело рассматривают в Сарыаркинском районном суде №2 Нур-Султана – Мейрманов Айдарбек обвиняется в многомиллионном мошенничестве, где жертвами являются жители Караганды и Нур-Султана, передает информационное агентство Patriotnews.kz
По версии следствия, он обещал жителям Караганды и Нур-Султана прибыль от участия в тендерах, которые проводит регулярно корпорация «Казахмыс».
Подсудимый называл потерпевшим имя известного политика — председателя Мажилиса Парламента Нурлана Нигматулина, говоря, что даже он является его клиентом.
Как рассказали потерпевшие, подсудимый Мейрманов кому-то представлялся советником председателя корпорации «Казахмыс», а кому-то директором ТОО, принадлежавшей его двоюродной сестре Бердановой Алие.
«Именно Алия была идейным вдохновителем, главным консультантом этой аферы. Но полиция столицы почему-то вывела Алию из категории подозреваемых! Хотя сам Айдарбек Мейрманов рассказал на видео, что его сестра Алия полностью участвовала в этом мошенничестве. Это видео Айдарбек Мейрманов снимал сам – на телефон друга. Он таким образом раскаивался перед нами и объяснял, куда дел наши деньги», — говорит один из потерпевших.
Со слов одного из потерпевших, речь идет о сотнях миллионов тенге. Согласно схеме, данные деньги были предназначены для закупа товарно-материальных ценностей с целью их дальнейшей поставки в ТОО «Корпорация Казахмыс» по завышенной стоимости. Деньги передавались Айдарбеку Мейрманову с весны по осень 2019 года. Потерпевшие доверились Айдарбеку и передали ему свои деньги, так как он поддерживал имидж успешного предпринимателя, разъезжал на дорогих авто, вел активно социальные сети, где показывал свои путешествия по миру и «лакшери жизнь». Со слов Айдарбека, фирмы ТОО «ТехМашГрупп» и ТОО «ПромСнабТорг-МН», где он являлся директором, принадлежали его сестре Бердановой Алие, которая на деле действительно работала с «Казахмысом», но таких финансовых оборотов, как заявлено в ущербе потерпевших, у этих фирм никогда и не было. Также в этой афере участвовали и друзья Мейрманова Айдарбека – Темирлан Бекбаев, Темирлан Куанышев и еще две девушки, так и не установленные в ходе расследования. Все они при встречах представлялись работниками «Казахмыса». Их задача была в усыплении бдительности потерпевших, путем обмана. На встречах они показывали поддельные договора, заключенные с «Казахмысом», различные бухгалтерские документы, даже расписки со складов, куда якобы уже поступил на ответственное хранение товар. После таких «представлений» у потерпевших даже мыслей не возникало, что их наглым образом «разводят».
На звонки потерпевших и требования вернуть деньги Айдарбек Мейрманов просил еще немного подождать. Такими отговорками время затянулось до января 2020 года.
Как оказалось, вся история про «Казахмыс» была вымыслом. Деньги потерпевших Айдарбек Мейрманов потратил на личные нужды. Купил «Мерседес GLS500» 2019 года выпуска в автосалоне, купил своему отцу «БМВ-530» и «Ланд Крузер Прадо» 2019 года выпуска. Купил квартиру в Нур-Султане, адрес которой так и не был установлена сотрудниками столичного департамента полиции. Часть денег была потрачена на поддержание имиджа успешного предпринимателя — путешествия по миру, показная «лакшери жизнь».
«Но даже при самых «грубых» подсчетах, на все это невозможно было потратить все деньги, полученные от потерпевших. Согласно данным следствия, нас семеро. Не ясной остается роль отца Айдарбека, так как непонятно — кем надо быть, чтобы получать от 20-летнего сына — студента такие дорогостоящие подарки и не задаваться вопросом — откуда эти богатства? Стоимость двух машин — более 50 миллионов тенге. Отсюда и возникает вопрос: а не в «теме» ли случаем и сам отец Айдарбека? Этот наш вопрос также был проигнорирован сотрудниками столичного ДП. В отношении отца толком и не проводилось никаких проверочных действий», — говорит потерпевший.
Одному из потерпевших все-таки удалось вернуть часть своих денег в виде двух автомобилей «БМВ» и «Прадо» и одной квартиры в Караганде. Но это имущество не перекрывает даже четверти нанесенного ему ущерба.
В итоге на скамье подсудимых сидит только один Мейрманов Айдарбек. А его двоюродная сестра Алия, игравшая роль в обмане граждан, а также их друзья Бекбаев Темирлан, Куанышев Темирлан и две неустановленные девушки каким-то образом избежали уголовной ответственности.
«Мы даже не знаем, их допросили хотя бы или нет, не говоря уже об обысках и других следственных действиях. А не знаем, потому что никого из потерпевших не ознакомили с материалами дела. Об этом мой представитель просил сотрудников ДП Нур-Султана и прокуратуру Нур-Султана. Я даже был на приеме у прокурора Нур-Султана, но все тщетно», — говорит один из потерпевших.
Сейчас дело слушается в Сарыаркинском районном суде № 2 города Нур-Султан. На все попытки потерпевших возмутиться, что полиция сработала необъективно и подсудимых должно быть больше, судья Абинур Карабаев заявляет, что рассматривает дело только в рамках того объема, который ему предоставил департамент полиции.
«То, что Мейрманов Айдарбек сел на скамью подсудимых один, очень выгодно для некоторых людей, так как в случае вынесения обвинительного приговора он может получить гораздо меньший срок, чем мог бы получить в группе лиц. А его подельники отделаются «легким испугом» и в дальнейшем им даже никто не помешает проворачивать такие же мошеннические схемы с другими людьми, ведь безнаказанность порождает новые преступления. Роли государственного обвинителя из прокуратуры Нур-Султана я вообще не вижу, он не выясняет у потерпевших и других свидетелей по делу про роль соучастников Мейрманова Айдарбека. Более того, потерпевших от преступных действий Мейрманова Айдарбека и других его соучастников гораздо больше. Просто они не обращались в полицию, но они готовы написать заявления в правоохранительные органы», – говорит один из потерпевших.
Как прокомментировал адвокат потерпевшего Курмангазы Баялинов, некоторые из потерпевших отдали подсудимому Мейрманову Айдарбеку последние деньги. Кто-то заложил дом, квартиры, либо отдал деньги, собранные на лечение. Адвокат Курмангазы Баялинов возмущен бездействием полиции, прокуратуры и суда:
«Полиция по неизвестным нам причинам вывела Алию Берданову и двух Темирланов за пределы уголовного дела, хотя их роль в этой истории была активной, о чем говорят все потерпевшие. Почему прокуратура бездействует? Почему судья не возвращает дело на дополнительное расследование? Я заявлял ходатайство об этом. Но судья ответил, что вернет дело назад в орган следствия только тогда, когда посчитает это необходимым и увидит причастность Алии Бердановой к этим преступлениям. Но мы видим, что происходит – ни полиция, ни прокуратура не заинтересованы в том, чтобы на скамью подсудимых сели все фигуранты. Мы хотим, чтобы правоохранительные органы работали добросовестно и не уводили от ответственности подозреваемых», — говорит адвокат Курмангазы Баялинов.
Корреспондент Patriotnews.kz обратился в департамент полиции Нур-Султана за разъяснениями по данному делу.
Комментарий дал заместитель начальника департамента полиции г.Нур-Султан Муратжан Шакеров.
«В отношении Мейрманова Айдарбека Максатовича проводилось досудебное расследование по статье 190 часть 4 Уголовного кодекса. Согласно данным Единого реестра досудебных расследований, не имеется информации о начале или прекращении досудебного расследования в отношении Темирлана Бекбаева и Темирлана Куанышева», — сообщил замначальника департамента полиции Шакеров.
«Что значит: «не имеется информации»??? База ЕРДР не умеет анализировать и самостоятельно принимать решения. Это не искусственный интеллект. И почему Алию Берданову не привлекли к ответственности? Есть же видео, где подозреваемый Мейрманов подробно рассказал, что он совершал мошенничество и подделывал документы вместе с Алией? Разве его показаний и показаний потерпевших недостаточно? – спросил корреспондент Patriotnews.kz
Полковник не стал отвечать на эти вопросы и переадресовал их следователю Дане Сугурбаевой. Но она, как оказалось, некомпетентна в этом.
«Я не знаю, почему Алию Берданову и двух Темирланов не привлекли к ответственности. По базе ЕРДР ничего про них нет», — ответила следователь Дана Сугурбаева.