Фермер был убит из пистолета сотрудника полиции РФ.
Резонансное уголовное дело об убийстве фермера Сапаргалы Макашова из пистолета, украденного у российского полицейского, поступило в суд по уголовным делам Карагандинской области. Но суд едва начался, и тут же завершился возвращением дела прокурорам, передает информационное агентство Patriotnews.kz
Скандальность этого дела заключается еще и в том, что полиция усмотрела в этом преступлении признаки умышленного убийства, но прокуратура отменила убийство и признала это превышением самообороны. Дело даже передали в суд, и судья Шетского районного суда своим приговором освободил обвиняемого в зале суда. Но родные убитого и адвокат Дельфуза Келимбетова добились на уровне Карагандинского областного суда отмены приговора и возвращения квалификации «умышленное убийство».
Почему прокуратура пыталась убрать квалификацию «убийство», осталось непонятным.
В этот раз дело поступило в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области. Родные убитого рассчитывали, что начнется главное судебное разбирательство.
Однако судья Исламхан Есенбаев решил вернуть дело снова в прокуратуру. Он заявил, что в уголовном деле имеются нарушения в части перевода процессуальных документов – с русского на казахский и с казахского на русский. Это решение судьи вызвало у потерпевших недоумение.
«Зачем затягивать сроки? Кому это нужно? Ранее, когда мы добились на уровне апелляционной коллегии Карагандинского областного суда отмены первого приговора по незаконной квалификации «превышение пределов необходимой самообороны», состав коллегии уже указывал прокурорам на отсутствие перевода некоторых документов. И прокуроры эти пробелы восполнили! И только потом полноценное, исправленное дело передали в спецсуд по уголовным делам. Зачем спецсуду понадобилось снова выносить зеркальное, идентичное постановление? Сыновья, снохи убитого Сапаргалы Макашова все эти годы переживают стресс. Они потеряли отца, близкого человека. Но постоянно видят какие-то препятствия на пути к установлению правосудия – то прокуратура играет с квалификациями и смягчает подсудимому обвинение, то суд выносит постановление, создающее ненужную волокиту», — недоумевает адвокат Дельфуза Келимбетова.
Адвокат подала частную жалобу в Карагандинский областной суд. Будет ли отменено постановление спецсуда и начнется ли долгожданное для семьи Макашовых главное судебное разбирательство, станет известно позднее. Дата рассмотрения частной жалобы пока не назначена.
Сын убитого Жанат Макашов считает действия судьи спецсуда необъективными.
«Постановление судьи Есенбаева полностью идентично постановлению апелляционной коллегии. Только подпись он поставил свою. И всё. Такое впечатление, что у суда есть какая-то заинтересованность в исходе этого дела. Я не хочу бросать тень на судебную систему, потому что верю, что суды — храм истины. Четыре месяца назад прошел восьмой съезд судей с участием Президента Токаева. В своём выступлении президент отметил, что права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям и ни у кого не должно возникнуть сомнений насчет независимости судей. Все должны быть уверены, что Казахстанские судьи выносят беспристрастные и справедливые решения. Я хочу верить, что судьи в регионах слышат поручения руководства страны и строго их исполняют», — говорит Жанат Макашов.
Напомним, Сапаргалы Макашов был застрелен из пистолета Макарова, который был украден в 90-х годах у сотрудника полиции РФ. Это произошло 12 июня 2019 года на трассе в Шетском районе. Фермер Сапаргалы Макашов ехал за скотом, который пасся возле села. Навстречу ему ехала машина, в салоне сидели четверо, включая обвиняемого. К слову, он со своими знакомыми занимался незаконной добычей ископаемых в Шетском районе.
— Подозреваемый вышел из машины и подошел к машине отца. Они стали говорить на казахском языке. Рядом с моим папой в салоне находились двое его работников-европейцев, которые не знают казахского языка – Светлана Харлан и помощник Александр Ильницкий. Они не знают, о чем именно они говорили. В итоге подсудимый стремительно метнулся к своей машине, взял оттуда пистолет Макарова и, снова подойдя к машине папы, открыл дверь со стороны пассажирской стороны и выстрелил в него», — говорит Жанат, сын Сапаргалы Макашова.
Пуля пробила артериальную вену в бедре. Фермер Макашов скончался на месте. А стрелок не вызвал врачей и не вызвал полицию, а предпочел скрыться. Он забрал свой пистолет и прихватил официально зарегистрированное ружье убитого Сапаргалы Макашова. Через несколько дней полиция его задержала.