Вину руководство завода не признало.
Суд оштрафовал почти на 800 тысяч тенге ферросплавный завод YDD Corporation за то, что во время смертельного хлопка в печи цеха, когда погибли четверо работников и ещё четверо получили ожоги, Служба безопасности завода не запустила на территорию предприятия две пожарные машины и пятерых бойцов «Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ» департамента по ЧС Карагандинской области. А троих членов оперативной группы Управления по ЧС Караганды впустили только через 40 минут, передает издание Patriotnews.kz
Судья специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям Караганды Эльмира Сактапбергенова признала компанию виновной по статье 462 часть 2 кодекса об административных правонарушениях – «Воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований».
«Суд постановил: привлечь ТОО YDD Corporation к административной ответственности по части 1 статьи 462 кодекса об административных правонарушениях, и наложить взыскание в виде административного штрафа в сумме 738 тысяч 400 тенге в доход государственного бюджета. Штраф подлежит уплате добровольно, не позднее 30 суток со дня вступления постановления в законную силу», — огласила постановление судья Эльмира Сактапбергенова.
Судя по тому, что представители ферросплавного завода не признали вину, можно предположить, что адвокаты обратятся с апелляционной жалобой в Карагандинский областной суд. В частности, адвокаты Сергей Чепурняк и Дмитрий Умнов забрасывали сотрудников Управления по ЧС десятками вопросов: почему не таранили шлагбаум, если видели угрозу безопасности людей; ⠀почему стояли и слушали бабушку на пропускном пункте, а не направились на прямое выполнение своих обязанностей; ⠀зачем приехали пожарные расчёты, если пожара на заводе не было; ⠀зачем хотели попасть на завод, если на месте происшествия уже работали полиция и прокуроры?
Сотрудники управления по ЧС Караганды узнали о трагедии на заводе не сразу, то есть 20 июля в 4 часа 10 минут утра, а спустя два часа — в 6 часов утра. Причем, узнали о групповом несчастном случае не от представителей завода, а от дежурного сотрудника полиции с номера 102. Вице-министр по ЧС Бауыржан Сыздыков через несколько дней после трагедии сообщил, что спасателей в течение двух часов не информировали об этом происшествии. А когда сотрудники противопожарной службы приехали, их вообще не впустили на территорию завода. А троих сотрудников Управления по ЧС запустили только через 40 минут. Все эти 40 минут офицеры стояли возле КПП и ждали одобрения от руководства завода.
«Они считали, что они своими силами справятся. Но раз уж вызов поступил, наши спасатели приехали. Их обязаны были запустить. Завод не имел права не впускать МЧС. Поэтому было начато административное дело. За такое правонарушение грозит штраф до 200 МРП», — заявил вице-министр.
В суде адвокаты завода запретили журналисту издания «Патриот ньюс» снимать сотрудников завода. И всячески мешали работать, требуя перепроверить, действительно ли мы выключили камеру, когда показания давали сотрудники завода.
Судью Эльмиру Сактапбергенову возмутило, что сотрудник завода после того, как дал подробные показания суду за кафедрой, передал своим адвокатам документ, приобщенный к материалам дела, где подробно расписана хронология событий той трагедии. Судья потребовала объяснить – почему свидетель пользовался при даче показаний документом, который приобщен к материалам административного дела, и поставила под сомнение достоверность и объективность его показаний.
Заместитель начальника управления по ЧС Караганды Бакытжан Молдабаев заявил суду, что завод YDD Corporation не пускал на место трагедии ни оперативную группу, ни пожарные машины.
«Мы должны были убедиться, что нет вреда для людей и что нет угрозы возникновения повторного ЧП. Но нас не пропустили для сбора информации и разведки», — сказал Бакытжан Молдабаев.
«Вас пропустили, просто не сразу. Пожара на заводе не было. Был выброс шихты. Если следственно-оперативная группа работает, работает комиссия, прокуратура, то ваше присутствие уже не нужно. Медицинская помощь пострадавшим была оказана. Они были уже госпитализированы. Их не было на территории, они уже были в больнице», — заявил адвокат Сергей Чепурняк.
«Вы в первую очередь должны были сообщить нам», — возразил замначальника управления по ЧС Караганды.
Один из сотрудников завода, который был ответственным за допуск на завод посторонних лиц, заявил в суде, что пожарные расчеты были не нужны.
«Там — опасное производство. Вода, которой пользовались бы пожарные, может причинить колоссальный ущерб. Пожарные со шлангами с водой могли создать серьезные последствия. Я знаю структуру, как появляется ферросилициум. Если капля воды туда попадет, хлопок будет», — заявил сотрудник завода, попросивший судью запретить журналисту «Патриот» называть его имя и должность.
Судья удовлетворила его просьбу и запретила журналисту указывать его должность и имя, ссылаясь на закон о защите персональных данных.
Напомним, 20 июня в 4 часа 10 минут утра на ферросплавном заводе YDD Corporation, который находится на окраине Караганды, из печи №1 произошел групповой несчастный случай – был внезапный хлопок и обжег 8 рабочих. В больнице позднее скончались четверо. Еще четверо получают лечение. Уголовное дело расследуется по статье 156 часть 4 «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Виновным лицам, которые допустили нарушения, грозит: либо ограничение свободы до 7 лет; либо реальное лишение свободы до 7 лет.