Темиртаусец Жан Ботанов, активно занимающийся общественной деятельностью, посвятил себя разоблачению «инфоцыган».
Казахстанец, юрист Жан Ботанов, активно занимающийся общественной деятельностью, решил заняться разоблачением такой категории мошенников. Причина – IT-специалист и правозащитник в свое время сам отдал свои кровные продавцу счастья и богатства, передает новостной портал Patriotnews.kz.
Почему Вас заинтересовала борьба с этим явлением?
— В 2013 году я сам стал жертвой подобного интернет-мошенника из города Санкт-Петербург. Мне обещали за 50 000 рублей, что я вступлю в некий клуб миллионеров-бизнесменов под названием GRAND. Бизнес-клуб на самом деле оказался фейком. Я прилетел в Россию по делам и решил сначала переговорить с человеком и попросить вернуть мне деньги. Но вместо этого жулики просто посмеялись надо мной, они начали запугивать меня юристами и свои обширными связями. Подумали, наверное, что я какой-то безграмотный гастарбайтер. Даже насмехаться начали надо мной. Ну, а дальше это стало для меня делом принципа, и я немного решил задержаться в России. Не поняли эти ребята, что перед ними находится прожженный казахский юрист. Пришлось немного повозиться, и я вернул свои средства. К тому же, я помог другим, таким же пострадавшим, как я, возвратить свои сбережения. А данная организованная преступная группа исчезла навсегда. Эта победа над данной группой меня вдохновила, и примерно с этого момента я начал глубже интересоваться этим явлением. Мне вообще интересна общественная работа, приносить пользу обществу. Кто если не я? Тем более, у меня это очень хорошо получается.
Кто такие инфоцыгане?
— Мне не нравится термин «инфоцыгане», потому что цыгане – это открытый и веселый народ. Но для многих граждан «инфоцыгане» — это понятный собирательный образ. Инфоцыган – это мошенник, который в совершенстве владеет интернет-технологиями, одновременно имеющий навыки в гипнозе, психологическом воздействии с целью лишить вас имущества. Лично я был против этого термина и называл таких мошенников недобросовестными инфо-бизнесменами, или просто мошенники. Но сейчас фраза «нфоцыгане» стала настолько привычной, что я для того, чтобы меня сразу емко понимали, стал употреблять этот термин. Эти люди – самые настоящие мошенники, суть которых прописана в Уголовном кодексе. Количество пострадавших от их деятельности исчисляется миллионами. Экономика превращается в черт знает что.
По вашим подсчетам, каковы денежные обороты, доходы инфоцыган?
— Я сейчас изучаю незаконную деятельность двоих онлайн-знатоков, которые убеждают людей в том, что за несколько тысяч долларов гарантированно научат людей предсказывать будущее по звездам. При чем, они так убедительно это делают, что люди закладывают свои квартиры в банках и берут кредиты. У них — миллионы подписчиков в социальных сетях, их доходы в совокупности составляют несколько миллиардов рублей! И это только парочка инфоцыган! Вообще, доходы от этого рода преступной деятельности можно уже сравнивать с доходами от наркотрафика. Мы живем в информационном веке, и большинство преступлений совершаются именно в интернет пространстве. Преступники уже давно сменили темные закоулки на экран монитора. Доходы мелкого инфоцыгана могут составлять несколько тысяч долларов, средний жулик имеет десятки и сотни тысяч долларов, а руководители инфоцыганских преступных сообществ получают миллионные доходы, и даже уже лезут в политику.
Вы согласны с теорией, что инфоцыгане – это люди, которые, обладая крайне поверхностными знаниями о бизнесе, а зачастую и вовсе без опыта, учат, как начать свой бизнес? Или их характеристика гораздо шире и глубже?
— Нет, не согласен, многие мошенники имеют довольно хорошее представление о маркетинге и пиаре. Но нужно понимать, что успешному ведению бизнеса в принципе никто не сможет вас научить, будь то сам Билл Гейтс или Джефф Безос. Так как бизнес – это деятельность, связанная с риском. Это то же самое, что научить играть в лотерею с гарантией выигрыша. Мы же говорим о статье Уголовного кодекса «мошенничество», а она подразумевает в первую очередь злоупотребление доверием и обман. Это особенный тип преступников, очень умных, изворотливых и поэтому крайне опасных для общества. И потом, к инфоцыганам относятся не только «бизнес-тренеры». Называть инфоцыганами только мошенников, которые называют себя бизнес-тренерами – это большое заблуждение. В своей преступной деятельности преступники используют не только мошеннические схемы на тему псевдо бизнеса, но и различного рода схемы по псевдо образованию, псевдолечению, созданию сект и эзотерике. В данный момент инфоцыгане очень активно осваивают финансовые пирамиды. Это делается через социальные сети, активно привлекая в свои якобы инвестиционные фонды миллионы людей. Все это сейчас делается благодаря современным ITи PRметодам. Эти преступники постоянно развиваются, осваивают новые виды преступлений и сокрытия следов преступления. Ко мне уже обратились сотни пострадавших от различных онлайн астрологов, шаманов и гадалок. Примечательно, что в прошлом эти мошенники были выпускниками тех же бизнес-тренингов Бизнес Молодости, а сейчас провозгласили себя прорицателями и врачевателями. Есть настолько беспринципные инфоцыгане, что они обещают всего за 30 000 тенге восстановить незрячим детям зрение. И родители, пребывая в отчаянии, соглашаются на это.
А может, только наивные люди становятся жертвами этого явления?
— Нет, среди пострадавших нет наивных, которые смотрели на мир сквозь розовые очки. Организаторы таких семинаров и онлайн-тренингов обладают гипнозом и способностью уговаривать, ломать твою силу воли. Среди пострадавших есть и мои близкие родственники. Никто не защищен от этого недуга. Рано или поздно каждый из нас может стать жертвой подобного вида преступления. Мало кто находит в себе силы признаться в этом! Вера – это святое чувство, заложенное Всевышним, и нам свойственно верить людям. В самой вере нет ничего плохого. Плохо, что есть паразиты, которые этой верой злоупотребляют из преступных побуждений.
Какие методы борьбы предлагаете?
— В работе я использую свои наработки и технологии, которые сочетают в себе комплексный подход. Это и правовые, но и PRи ITтехнологии. Но самое основное, конечно, это наличие волеизъявления пострадавшего. Мошенничество – это такая статья, которая не будет возбуждаться без заявления пострадавшего лица. Понимая это, инфоцыгане активно используют психологические приемы, подавляющие у жертвы желание идти в полицию. Приходится мне примерять роль психотерапевта и возвращать людей в реальность. Результаты моей работы и методы борьбы с инфоцыганами, которые я использую вы можете посмотреть на моих ресурсах vk.com/webfairи webfair.org
Каковы масштабы этого явления в странах бывшего Союза?
— Я бы провел параллели с временами первой финансовой пирамиды «МММ», когда люди стремились стать вкладчиками этой организации вместо того, чтобы работать и развивать экономику или вкладывать свое имущество в образование, в медицину, в творчество, в бизнес. Сейчас же ситуация намного печальнее. Помимо потери имущества, убивается вера людей друг в друга. Все мы начинаем не доверять друг другу, видеть во встречном человеке врага, который хочет вас ограбить. Последствия мошенничества очень серьезные, и дело не в потере денег, а в потере веры. Общество становится разобщенным, появляется напряженность и злоба.