Общественник Жан Ботанов призывает отказаться от опасных веществ, портящих автомобили.
Все знают, что соль и другие реагенты, применяемые на дорогах страны для устранения гололеда, вредят автомобилям – их попадание на железо приводит к коррозии металла. Но акиматы продолжают объявлять тендеры по госзакупу соли, а коммунальные службы активно сыпят его на дорожное полотно. Чиновники оправдывают применение этих некачественных реагентов созданием безопасного дорожного движения, чтобы снизить число аварий в гололед. Но общественник, юрист Жан Ботанов, являющийся лидером общественного объединения, предлагает альтернативу, передает информационное агентство Patriotnews.kz.
В минувшем году только акимат Алматы выделил на покупку продовольственной соли около 170 миллионов тенге. И такие тендеры разыгрывают акиматы всех регионов и городов страны.
Польза от применения соли на дорогах в гололед – снижение дорожно-транспортных происшествий.
Вред – существенно портится автомобиль. Автовладелец Серик Нуркенов три года назад купил новый автомобиль – в кредит в автосалоне. Из-за частых поездок зимой между Темиртау и Карагандой его машина постоянно «контактирует» с реагентами. Итог: некогда блестящая машина потеряла лоск, поверхности кузова стали матовыми, на пластмассовых элементах появились трещины. Под кузовом стали появляться ржавые пятна.
— Эти антигололедные компоненты абсолютно не полезны для автомобиля. Эта губительная соевая смесь не только растворяет лед на дороге, но и растворяет металл машины. Для кузова эти соли – смертный приговор. Эти реагенты, попадая на детали, провоцируют развитие коррозии, нарушают герметичность ряда элементов в машине и выводят технику из строя, — говорит Серик Нуркенов.
Автовладелец считает, что коммунальным службам следует переходить на обычный песок, который не наносит вред автомобилям. Ведь речь идет о повреждении и медленной порче сотен и тысяч автомобилей.
— Негативные изменения зимой на машинах из-за реагентов видят многие водители. Загляните под капот любой машины и вы увидите последствия этих коммунальных мероприятий. Зачем применять агрессивный компонент – соль? Ведь есть обычный песок, земля, которые можно складировать летом и рассыпать зимой. Во-первых, этот природный материал не испортит автомобили, во-вторых, госорганам не придется тратиться на закуп реагентов. Понятно, что обычный песок не растворяет лед, но он выполнит главную функцию – даст трение колесам и сохранит машину от коррозии, — говорит автовладелец.
Мужчина думает над тем, чтобы подать в суд на коммунальное предприятие и местный акимат за повреждение чужого имущества.
Общественник, юрист Жан Ботанов, являющийся лидером общественного объединения «Жан Ботанов», призывает коммунальные службы отказаться от применения соли.
— Хотел бы отметить сразу несколько существенных моментов, которые позволят посмотреть на проблему с рассыпкой соли под правильным углом. Во-первых, применение соли не так существенно, как забота о безопасности людей на дорогах. Посыпка солью является лишь отчаянной попыткой тушить пожары, когда уже иного варианта нет. Во время появления опасного гололеда, к примеру, из-за резкого похолодания после дождя, никакая соль и песок не поможет. Все эти растворы просто смоет осадками, а потом уже прихватит лед. В таких случаях поможет только профессионализм дорожных полицейских. Чиновники должны своевременно оповестить граждан об опасных участках на дорогах и организовать работы по устранению угрозы для жизни людей. Более того, важнейшим критерием безопасности является хорошая сезонная резина у автолюбителей. Во-вторых, применение соли имеет экономические предпосылки. Нужно понимать, что обычно применение соли обусловлено экономической выгодой, так как уборка снег механически с помощью снегоуборочной техники считается более дорогим способом. Появляется вопрос к экономистам акимата и маслихатов: насколько адекватно был распределен бюджет? Чиновникам необходимо открытое и гласное обсуждение таких моментов с представителями автомобильного сообщества. Тогда и негатива будет меньше, так как будет ясно, что акимат не печатает деньги. И еще развеется миф, что в этой сфере тендера присутствует коррупционная составляющая, и несмотря на наличие достаточного количества денег в бюджете, было выбрано неэффективное решение. И как следствие, на этом мог кто-то обогатиться, — говорит общественник Жан Ботанов.
— Насколько высоки шансы у водителей доказать, что порча автомобиля произошла из-за реагентов?
— Так как ущерб от солей на кузов автомашины происходит не мгновенно, то многие водители просто опускают руки. Увы, с возмещением ущерба от коррозии из-за технических солей дела обстоят сложнее. Пока у нас не было подобных дел в юридической практике. Пожалуй, в Казахстане вообще нет такой практики. Но защищать свои права нужно и важно! По моим субъективным подсчетам, ущерб автомобилистам существенно превышает сумму, которую можно было бы потратить на снегоуборочную технику. Поэтому призываю водителей не просто жаловаться друг другу о том, как коррозия испортила их автомобиль, а действительно действовать и защищать свои права. Я верю, что, получив юридически зафиксированные факты и доказательства вреда от использования соли, автомобилисты смогут совместно с Правительством и акиматами найти эффективное решение, — говорит Жан Ботанов.
Как сообщили в акимате Караганды, реагенты с присутствием соли действительно применяют на дорогах областного центра.
— Этой зимой тоже применяем антигололедные реагенты, — признал аким города Ермаганбет Булекпаев во время прямого эфира в соцсети.