Суд вынес семь частных постановлений по фактам нарушения прав подсудимых.
Оправданный бывший вице-министр энергетики Анатолий Шкарупа в холле суда в Караганде дал интервью новостному порталу Patriotnews.kz.
Сегодня судья Казыбекбийского районного суда Караганды Жанат Егембердиева оправдала своим приговором экс-вице-министра энергетики Анатолия Шкарупу. Вместе с ним были оправданы экс-исполняющий обязанности председателя правления Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Кайсар Байдалы и директор ТОО «Energo» Ерлан Набиев.
Оправданный Анатолий Валерьевич сказал, что ожидал оправдания и верил в объективность судьи. Сразу после приговора в зале раздались аплодисменты — оправданные трое фигурантов и их адвокаты стали хлопать судье.
«Мы ждали справедливого приговора. Мы его получили. Надеемся, что этот приговор будет оставлен в законной силе, и на него не будут поданы никакие апелляционные жалобы в силу того, что в судебных заседаниях стороной защиты представлены неопровержимые доказательства невиновности, надуманности уголовного преследования. И этим доказательствам была дана соответствующая оценка судом, — сказал Анатолий Шкарупа.
Вопрос: «Уголовное преследование против вас, это, по-вашему, заказ или непрофессионализм прокурорских работников?» – спросил корреспондент Patriotnews.kz.
«Я не могу комментировать: заказ это или не заказ. Я это не могу комментировать, потому что у меня нет никаких доказательств», — говорит Шкарупа.
Вопрос: «Каков был уровень правовой грамотности органа следствия?»
«Оценку правовой грамотности дает суд. Он свою оценку дал частным постановлением по данному поводу принято. При том, что суду предоставлены семь частных постановлений, которые в частности я и мой защитник адвокат Нурлан Бейсекеев получили в ходе досудебного расследования дела, в следственном суде города Нур-Султан. Семь частных постановлений — по фактам нарушений моих прав при проведении досудебных расследований!» — сказал Анатолий Шкарупа.
Вопрос: «Когда приговор вступит в законную силу, вы будете подавать иск на реабилитацию, восстановление своих чести и достоинства?»
«Я не готов пока еще ответить на этот вопрос. К этому нужно созреть. Почти два с половиной года мои мысли, мои чувства, мои эмоции были заняты только этим уголовным процессом. Поэтому, когда я приду в себя, я определюсь с этим вопросом».
Вопрос: «В госслужбу пойдете?»
«В госслужбу я не пойду, — ответил Шкарупа.
Вопрос: «Почему? Вы разочарованы?»
«Это моя позиция», — ответил Анатолий Шкарупа. На улице возле суда его ждали родственники и друзья. Они поприветствовали и обняли Шкарупу, после чего уехали. Следствие по делу шло 2 года 2 месяца и 10 дней. Собрано 115 томов уголовного дела.
Адвокат Нурлан Бейсекеев также дал комментарий Patriotnews.kz:
«Суд в течение того времени, что проходило расследование, достаточно серьезные усилия приложил к тому, чтобы исследовать все обстоятельства, которые имеются в деле, все документы, которые имеются в деле. И при всем при этом очень был внимательным ко всем документам, которые нами представлялись, и к аргументации, которая представлялась каждой из сторон. Имею в виду и сторону обвинения, и сторону защиты. Поэтому столь тщательное отношение суда к рассмотрению дела давало мне повод НЕ сомневаться в том, что именно такой приговор будет.
Вопрос: «Качество работы органа следствия вас огорчает?»
«Очень серьезно огорчает. На мой взгляд, не все у нас так гладко, хорошо, в целом устроено в предварительном следствии. Серьезно беспокоит прокурорский надзор».
Вопрос: «Вы не исключаете, что будет подан протест прокуратуры?»
«Я не знаю, как они поступят. Но при реальной объективности я полагаю, что Генеральная прокуратуры не должна подавать никого протеста. Почему? Потому что она реально была осведомлена о том, какого качества это уголовное дело и каковы результаты на самом деле этого расследования. С выводами суда я абсолютно согласен. Меня особо удовлетворил тот факт, что суд соглашается с тем, что оснований для начала уголовного расследования вообще никаких не имелось. То есть при регистрации в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований) было нарушено грубейшим образом требование статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса, запрещающее возбуждать уголовное дело в двух случаях: когда имеются гражданско-правовые отношения – это первый случай, и второй случай – когда сумма ущерба не подтверждена соответствующими актами аудита, и какими-либо другими документами. На самом деле эти факты имеют место. Непрекращенные гражданско-правовые отношения почему-то были превращены в уголовные. И это самое страшное во всей этой истории, когда люди выходили из-под стражи более чем через полутора лет. Мой подзащитный находился под стражей 19 месяцев».
Вопрос: «Когда оправдательный приговор вступит в законную силу, ваш подзащитный подаст иск о возмещении?»
«Давайте я за него не буду отвечать. Он сам с этим определиться. Ну вы же понимаете, я не могу за него решать», — сказал адвокат Нурлан Бейсекеев.
По версии следствия, 215 миллионов тенге были выделены на установку приборов учета тепла в квартирах жителей города Сарани Карагандинской области и их подключение к автоматизированной программе. Прокуроры и следователь считают, что стоимость счетчиков и оплата работ по монтажу были явно завышены.
Бывшего вице-министра энергетики Анатолия Шкарупу, экс-исполняющего обязанности председателя правления Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Кайсара Байдалы и директора ТОО «Energo» Ерлана Набиева подозревали в преступлении, предусмотренном статьей 189 часть 4 пункт 2 Уголовного кодекса «присвоение или растрата вверенного чужого имущества в группе лиц в особо крупном размере».