Количество детских домов в Карагандинской области сократилось. Если два года назад в регионе было девять детских домов, то сегодня их уже пять.
О хорошей новости рассказала главный специалист отдела образования Сарани Светлана Цаплина, передает информационное новостное агентство Patriotnews.kz.
— Можем констатировать, что в области сократилось количество детских домов за последние два года с 9 до 5 единиц. Часть домов трансформированы в центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем количество воспитанников сократилось на 33 процента. Это позитивные перемены, — говорит Светлана Цаплина. — В Карагандинской области проживают 2 648 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приемных семьях проживают 2 018 детей. В организациях образования проживают 630 детей.
— Что способствовало сокращению детских домов? Сирот стали чаще усыновлять и удочерять?
— Детки находят свое счастье в приемных семьях, патронатных семьях. Те воспитанники, которые не обрели свои семьи, даже в условиях детских домов живут семьями – мы развиваем именно такую модель проживания, чтобы даже в государственных детских учреждениях они чувствовали себя семьей, со своими обязанностями и правами. На территории Карагандинской области открыты три детских дома семейного типа. Также реализуется комплексный план по развитию патронатного воспитания на 2016-2020 годы. Если в 2016 году у нас воспитывались на патронатном воспитании 36 детей, то на сегодняшний день – это 414 детей, из которых 252 являются воспитанниками детских учреждений, — говорит Светлана Цаплина.
С начала года в центры по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поступили 210 несовершеннолетних. У большинства этих детей родители живы, но они злоупотребляют спиртным, не работают и поэтому не могут содержать своих детей. Речь идет о детях в возрасте от трех до 18 лет. Из них 118 детей – это дети, оставшиеся без попечения родителей, 23 – оставшиеся в трудной жизненной ситуации. Всего оказана помощь в адаптации и социализации 155 детям.
— Все наши мероприятия направлены на спасение детей. Привлекаем психологов, юристов, которые помогают семьям собрать пакет документов на сборы в школу, на получение пособий по инвалидности. Мамам и папам помогаем трудоустроиться. Если они страдают алкогольной зависимостью, то лечим их в клиниках. Со стороны государства оказывается максимальная поддержка таким семьям. Мы не стремимся забрать ребенка и бросить непутевых родителей в их омут проблем. Ни в коем случае. Психологи помогают взрослым социализироваться, адаптироваться. Детям помогают наладить отношения с учителями, одноклассниками, — рассказала Светлана Цаплина. — Мы должны заниматься не решением уже случившейся беды, а долгосрочной профилактикой проблем отношений между детьми и взрослыми. Вот тогда каждый ребенок в нашей стране будет счастлив.
Борьба с сиротством и бытовым насилием в обществе, как считает специалист, это вопрос такой же важный, как и борьба с преступностью.
— К сожалению, многие факты совершения насилия над членами семьи, независимо от пола или возраста жертвы, в основном замалчиваются. Зачастую насилие в отношении детей совершается теми, кто знаком ребенку – это биологические родители, либо опекуны, бабушки, дедушки, братья, сестры. Дети становятся косвенными жертвами насилия, которое происходит между другими членами семьи. Анализ показывает, что дети, столкнувшись с насилием в семье, подвержены большому риску социальных и эмоциональных проблем, — говорит Светлана Цаплина.
Дети зачастую попадают в детские дома не потому, что его родители скончались, а по причине побоев и отсутствия ухода. Социальный сирота – это когда оба родителя живы, но не интересуются судьбой ребенка. Круглый сирота – это ребенок, родители которого скончались.
— Наша задача – предотвратить такие ситуации. И если беда уже произошла, то важно полноценно оказать помощь жертвам насилия. На сегодняшний день в Карагандинской области насчитываются 387 тысяч 395 детей в возрасте от нуля до 18 лет. Самая важная ситуация с предотвращением насилия – это оказать помощь ребенку, для чего в стране и в частности в области работают комиссии по защите прав несовершеннолетних. В регионе насчитывается 20 комиссий, в состав которых входят заинтересованные структуры – учителя, медики, депутаты, представители общественных организаций, неправительственных фондов. Членами комиссий рассматриваются различные проблемы, связанные с нарушением прав несовершеннолетних. Данную проблему мы можем решить вместе, приложив усилия для того, чтобы данные проблемы как можно реже встречались с детьми. Из своего опыта могу сказать, что комиссиями рассматриваются различного рода ситуации – например, когда ребенок пропускает занятия в школе от десяти и более дней, когда в семье ребенка бьют и поступает соответствующий сигнал от соседей, от жителей дома, которые стали замечать синяки на ребенке. Сотрудничаем с учителями школ, воспитателями из детсадов, которые сообщают о подавленности ребенка и физических травмах. Членами комиссии учитываются все факторы – это и характеристика родителей, и то, что способствовало этому положению дел. Задача – вовремя оказать поддержку и ребенку, и родителям, которые оказались в этой непростой ситуации. К сожалению, зачастую приходится забирать ребенка из семьи, чтобы предотвратить физические и психологические страдания. Ребенок помещается в центр адаптации несовершеннолетних либо центр оказания помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Перед этими центрами стоит задача по оказанию помощи детям и родителям, — говорит специалист Светлана Цаплина. — Мы делаем все, чтобы ребенок вернулся в свою биологическую семью. Наша задача – как можно больше детей вернуть в кровную семью и обеспечить семейное воспитание.